1. Этапы решения задач на ЭВМ.
1. Пастановка задачи – изучается требующая решения проблема, все исходные материалы для решения проблемы и устанавливается взаимосвязь между различными данными;
2. Разработка математической модели решаемой задачи;
3. Разработка математических методов решения поставленных задач. Методы должны быть точными с наименьшей затратой времени расчетов;
4. Разработка алгоритмов;
5. Разработка программы в соответствии с принятым алгоритмом решения;
6. Отладка программы (поиск и исправление ошибок – сначала синтаксические);
7. Выполнение расчетов и анализ результата;
2. Алгоритм. Основные типы алгоритмов. Блок схемы алгоритмов. ГОСТ.
Алгоритм – совокупность действий, описанных в такой последовательности, что при их выполнении и использовании исходных данных и промежуточных результатов решается поставленная задача.При решении любой задачи разработка алгоритма является одним из главных этапов решения задачи. Выделяют следующие типы алгоритмов: 1)линейные;2)разветвляющиеся;3)циклические (с параметром, с предусловием, с постусловием). Циклы в свою очередь делятся на простые и сложные.Способы описания алгоритмов:словесный;математический (напр., y=(a+b)/c, a=3, b=4, c=7);с помощью алгоритмических языков (напр., НЦ пока … КЦ);графический (с помощью блок-схем). В практике программирования наиболее часто используется графический способ. При данном способе любое действие представляется в виде стандартной геометрической фигуры, которые соединяются между собой линиями, направление которых указывает последовательность действий по алгоритму. Основными элементами блок-схемы являются:
3. Циклические алгоритмы
-с предусловием;
y=a+sinx, если a=3,7;1≤х≤1,7;Δх=0,1
n=(Хкон – Хнач/dx)+1=(1,7-1/0,1)+1=8
PROGRAM RR1;
Var
a,x,dx,y:real;
Begin
a:=3,7;x:=1;dx:=0,1
While x<=1,700;
Begin
Writeln(y:7:1,x:3:1);
X:=x+dx
end;
End.
-спостусловием;
PROGRAM RR1;
Var
y,a,dx,x:real;
Begin
a:=3,7;x:=1;dx:=0,1
REARET
Y:=a+sin(x);
Writeln(‘y=’,y:5:2;’x=’,x:3:1);
x:=x+dx
until=x>1,7
End.
4. Алгоритмы ветвления
Разветвляющиеся алгоритмы – в которых последовательность выполн. действий может изменяться в зависимости от тех, или иных условий. Например: сост алгоритм выражения
а-в, если а>в
У= а^2-в, если а<в
а^2, если а=в
Исходные данные (а;в) вводятся с клавиатуры.
5. Интерационный цикл (алгоритм)
Итерационные циклы – циклы, в которых задается одно приближенное значение результатов и затем этот результат уточняется до тех пор, пока не будет достигнута требуемая точность вычисления.Yn+1=1/2(x/Yn+Yk)
6. Сложные (вложенные) алгоритмы
-это алгоритмы содержащие в себе другие алгоритмы.
Правила организации сложных циклов:
НЦ1 НЦ1 НЦ1
НЦ2 НЦ2 НЦ2 - НЕПРАВИЛЬНО
НЦ3 НЦ3 КЦ1
КЦ3 КЦ3 КЦ2
КЦ2 КЦ1, КЦ2
КЦ1
7
. Алгоритм обработки одномерных массивов
(ввод,вывод,max,min)
Массивы являются представителями структурированных типов данных, то есть таких, переменные которых составлены из более простых элементов согласно определённому порядку. Для массивов характерно то, что они являются совокупностью некоторого числа одинаковых элементов. В простейшем случае эти элементы могут быть занумерованы натуральными числами из некоторого диапазона. Рассмотрим пример такой переменной в Турбо Паскале:var a: array [1..10] of real;Переменная а состоит из десяти ячеек типа real, можно записывать и извлекать значения из них, пользуясь записью а [<номер ячейки>].Пример 1. Поиск наибольшего числа среди элементов массива.
program FindMaximumlnArray; var
a: array[1.,10] of real;
i,max: integer; begin
for i:=l to 10 do begin
write('Введите элемент номер ',i/' ~> '); readln(a[i]); end;
max:=a [1] ; for i:=2 to 10 do
if a[i]>max then max:=a[i]; writeln('Максимум равен ',max); readln; end.
В качестве типа элементов массива можно использовать все известные типы. Нумеровать элементы массивов можно от любого целого числа. Для индексов массивов подходит порядковый тип в памяти машины представляется целым числом.
8. Алгоритм
обработки двумерных массивов
(ввод,вывод,итоги по строкам,по столбцам)
9. Интеллектуальная оболочка языка Паскаль.
Паскаль представляет собой комплекс спец. Программных средств, которые позволяют пользователю упростить работу по программированию задач, а так же по откладке и выполнению. Эта оболочка напоминает собственную ОС языка Паскаль. В ней (оболочке) предусматривается:
-многооконная диалоговая система с пользователем;
-поддержка виртуальной памяти;
-встроенный язык программирования.
10. Общая характеристика главного меню Паскаль
Краткое описание среды Free Pascal
Запуск и обзор команд главного меню
Для запуска окна среды Free Pascal можно воспользоваться ярлыком с рабочего стола MS Windows или выполнить последовательность команд главного меню Start / Programs / FreePascal (Пуск / Программы / Free Pascal). В состав главного меню, расположенного в верхней части окна входят команды:File (Файл) − для работы с файлами;Search (Поиск) − поиска или замены фрагментов текста;Debug (Отладка) − отладки;Tools (Сервис) − вспомогательного характера;Options (Параметры) − настройки среды программирования;Window(Окно) − для работы с окнами документовHelp − вызова справочной информации Основные команды меню File (Файл):New – создать новый документ;Save (F2) (Saveas…) – сохранить, сохранить как…;Open (F3) – открыть существующий файл;Print – печать;Exit (Alt + X) – выход;Copy (Ctrl + Ins) – копировать;Cut (Shift + Del) – вырезать;Clear (Ctrl + Del) – удалить;Paste (Shift + Ins) – вставить;
Кроме выделения фрагментов текста с помощью мыши, не следует забывать о комбинациях клавиш Shift +<клавиши управления курсором>, Shift + Home и Shift + End и др.Команды редактирования текста (копировать − Copy, вырезать − Cut, вставить − Paste, удалить − Clear и др.) можно найти в главном меню Edit (правка), вызываемом также Alt + E, или в контекстном меню (Alt + F10). Удалить строку, в которой находится курсор, можно Ctrl + Y, а от курсора до конца строки − Ctrl + Q,Y.
11. Способы выбора главного меню языка Паскаль
Способы вызова команд в главном меню:
-нажать F10 ( ) для выполнения Enter;
-с помощью мыши
-с помощью горячей клавиши обычно: ALT и (+) первая буква нужной команды. Например:ALT+C
12. Изменения размеров окна языка Паскаль
Способы изменения размеров окна:
- в поле «j»
- ctre +F5 и клавишами ( )
Любое окно из изменяющихся на экране можно сделать активным. Все команды с помощью команд. Гл. меню. (ALT+N ОКНА)
13. Окна диалога в языке Паскаль
В языке Паскаль сущ. Окна диалога появл. Для тех команд Паскаля когда стоят …(троеточие).Например: Replace …(изменить). Такие команды требуют от пользователя дополнительных указаний.Окно диалога может иметь несколько полей. Например для выше названной команды:1)поле действия;2)поле завершения;3)поле подсказки;4)параметры изменения. Одно из таких окон должно быть активным. Активное окно обычно выделяется другим цветом.
14. Работа с блоками на языке Паскаль
Выделение текста:
С помощью мыши
Установить на начало выделяемого объекта CTRL+K+B
Shift+стрелочка вверх
Перевести курсор в конец выделяемого текста стрелками
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.