Иудаизм в Дагестане исповедуют таты или горские евреи, а также “европейские” евреи, их в республике на конец 1995 г. было 18,5 тыс. чел., менее 1%.
Преобладающей религией в Республике Дагестан является ислам. Число служителей мусульманского культа по официальным данным на начало 1999 г. составляют более 3500 чел. В мусульманских религиозных общинах работают более 2 тыс. имамов и мулл (руководителей) мечетей и муэдзинов (глашатаев). В республике зарегистрировано 15 суфийских мюридских братств, которые отличаются жесткой дисциплиной и преданностью мюридов (учеников, приверженцев) своему шейху, с которыми их связывает духовный обет. Большинство братств шафиитского толка, но по меньшей мере одно — накшбандийского ордена. Почти все они по своему составу однонациональные.
В республике действует 2 исламских университета, 3 исламских центра, 8 исламских институтов с 12 филиалами. При мечетях организовано не менее 1000 школ или групп по обучению молодежи основам ислама. Действует 35 медресе по подготовке имамов и мулл для мечетей. Образованы 3 исламские политические партии, одна из которых — Исламская партия Дагестана — пользуется заметным влиянием. Ее лидер — депутат дагестанского парламента Суракат Асиятилов возглавляет парламентский комитет по делам религий и общественным объединениям. В сферу религиозной жизни мусульман вовлечены десятки тысяч активистов.
Определенное значение в республике начинают приобретать “ваххабиты” – последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, проповедующие отказ от многообразных традиционных наслоений и строжайшее соблюдение принципа единобожия. На сегодня сильные позиции и влияние ваххабиты имеют в районах: Кизилюртовском (г. Кизилюрт, села Зубутли-Миатли, Миатли, Кироваул, Комсомольское), Цумадинском (села Агвали, Тинди, Кванада и другие - до десятка), Буйнакском (г. Буйнакск, села Кара-Махи, Верх. Казанище, Ниж. Дженгутай, Чабанмахи, Кадар, Буглен), Казбековском (села Инчха, Гертма), Хасавюртовском (г. Хасавюрт, села Герхель, Первомайское, Муцал-Аул, Теречное, Советское), Дербетском (Село Белиджи), Карабудахкентском (села Губден, Манас), Гунибском (села Кудали, Согратль), в городе Махачкале. В Махачкале и Кизилюрте уже имеются самостоятельные мечети и медресе ваххабитов, построенные на средства из Саудовской Аравии.
Ваххабизм — это религиозно-политическое течение в исламе, возникшее в конце XVIII века в Аравии. Основатель — арабский богослов Муххамад ибн Абд аль-Ваххаб (по имени которого названо движение). Он выступил за возрождение "чистоты" ислама, за "подлинное" единобожие, исключающих всех посредников между человеком и аллахом. По сути, они отрицают необходимость культа пророка Муххамеда. Такой подход к вере практически делает ненужным духовенство.
В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии. Большое количество его приверженцев проживают в Омане, Кувейте, ОАЭ, Пакистане, Афганистане.
Первые ваххабиты посетили республику еще в 70-е годы. Начало распространению ваххабизма в районе Кара-Махи положил в 1994 году гражданин Саудовской Аравии некто Мухаммед Али, высланный в 1996 г. из России за разжигание религиозной вражды. Одной из причин быстрого распространения этого религиозного движения является материальная помощь со стороны ряда арабских стран. С помощью зарубежных эмиссаров распространяется исламская литература, создается широкая сеть теле- радиоцентров, учебных заведений. Имеются данные о том, что вступающий в ряды ваххабитов получает разовую помощь в сумме от 500 до 800 долларов США, а затем ежемесячно до 300.
Ваххабиты тщательно регламентируют повседневную жизнь мусульман, устанавливая строгие границы дозволенного и недозволенного. Так, дагестанские последователи аль-Ваххаби пять раз в день совершают намаз, в карты не играют, водку не пьют. Мужчины, как правило, ходят с бородой, а женщины носят паранджу. Предосудительно относятся к танцам обряда "зикр". Запрещают паломничество к могилам пророка, ибо "для правоверных есть только три священных места — Мекка, Медина в Саудовской Аравии и мечеть Аль-Акса в Иерусалеме". Не рекомендуется ходить на могилы предков, ибо "не надо обожествлять умершего". Стержневым положением ваххабизма является джихад — "священная война" против иноверцев и мусульман, отступивших от основ первоначального "чистого ислама". Некоторые их идеологи рассматривают джихад в дополнение к пяти общепризнанным составляющим ислама: исповедание веры (шахада), молитва (салят), пост (саум), налог в пользу неимущих мусульман (закят) и паломничество в Мекку (хадж).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.