В: верно. Давайте это запишем. Значит, площадь квадрата со стороной a+b равна чему?
С: .
В: Площадь остальных фигур мы тоже можем записать на алгебраическом языке. Сделайте это самостоятельно и попробуйте записать равенство фигур на математическом языке.
Ученики выполняют задание самостоятельно.
В: С. выйдет к доске и запишет то, что у него получилось.
С: У меня получилось .
В: у всех так получилось?
Ученики: да.
В: итак, мы получили модель равенства фигур - . Это формула сокращенного умножения. Попробуем подставить конкретные значения a и b и убедиться, что формула будет верной для этих значений. Какие числа возьмем?
П: 2 и 3.
В: подставляем в левую часть формулы, получаем…
Л: 25.
В: подставляем в правую часть формулы, получаем…
С: тоже 25!
В: действительно, оказалось, что формула верна для значений 2 и 3. А теперь попробуем подставить числа 123567 и 876433.
Л: так это же очень большие числа…
С: да. И проверять надо будет долго.
В: Действительно, проверять очень неудобно и долго. А можем мы эту формулу доказать? Ведь, если мы докажем, что она верна для всех чисел, нам не надо будет каждый раз проверять, подставляя числа в формулу. Как мы можем её доказать?
С: мы можем посчитать, что будет в левой части и сравнить с правой частью формулы.
В: а как это сделать? Как выглядит правая часть?
П: .
В: а что мы знаем о квадрате числа?
К: квадрат числа – это число, умноженное само на себя.
В: значит, = чему?
Т: .
В: верно. Можем мы теперь раскрыть скобки? Какой закон нам в этом поможет?
С: распределительный.
В: С. выходи к доске и продолжи равенство.
С. выходит, записывает .
В: можем мы полученное выражение упростить?
С: да. Ведь ab и ba – это одно и то же. Раз мы их складываем, получаем 2ab.
С. дописывает
В: а теперь сравним, что мы получили с правой частью формулы. Доказали ли мы формулу?
П: мы получили то же самое.
К: значит, доказали.
В: итак, мы сегодня на уроке вывели формулу сокращенного умножения и доказали её. Попробуем теперь применить эту формулу. К. к доске. Записывай задание: . Чтобы найти, чему это равно, используем полученную формулу сокращенного умножения.
К: Ну если 3 – это a в формуле, а a – это b, получим .
В: верно. Аналогично решаем следующие примеры.
Оставшееся время ученики у доски решают аналогичные примеры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.