Эпидемиология. Учение об эпидемическом процессе. Эпидемиология в современной структуре медицинского образования. Предмет, методы, цели и задачи эпидемиологии инфекционных болезней

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Гомельский государственный медицинский институт

Кафедра инфекционных болезней

обсуждено на заседании кафедры

протокол № ____________

от «____»_____________2002 г.

ЛЕКЦИЯ

По эпидемиологии

для студентов 5  курса лечебно-профилактического

(лабораторно-диагностического) факультета

ТЕМА

     Эпидемиология Учение об эпидемическом процессе. Эпидемиология в современной структуре медицинского образования. Предмет, методы, цели и задачи эпидемиологии инфекционных болезней. Эпидемиологический процесс и его закономерности. Организация первичных противоэпидемических мер, выполняемых врачом-лечебником.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ.

Целью изучения эпидемиологии на лечебно-профилактическом факультете является овладение теоретическими основами дисциплины, как общемедицинской интегральной науки, а также усвоение практических методов организации и использования первичных противоэпидемических мер в интересах профилактики инфекционных заболеваний в первичном звене здравоохранения, а также возможных экстремальных условий.

Студенты должны знать:

q  Цели и задачи эпидемиологии инф. болезней

q  Теоретическую концепцию эпидемиологии как общественной науки и ее выражение в эпидемическом процессе

q  Специфику эпидемических методов

q  Эпидемический процесс и его закономерности

q  Роль первичного звена здравоохранения в профилактике инф. болезней и ликвидации последствий экстремальных ситуаций

q  Наиболее важные сведения по частной эпидемиологии и профилактике наиболее распространенных инф. заболеваний

Уметь:

q  Пользоваться терминологией общей эпидемиологии

q  Осуществлять оценку эпидемиологического состояния отдельных групп населения, факторов риска для формирования оценки состояния здоровья населения

q  Осуществлять первичные противоэпидемические мероприятия в эпидемич. очагах.

ЛИТЕРАТУРА:

Природная очаговость болезней человека и краевая эпидемиология. – Изд. Сб. посвященный 70-летию Е.Н. Повловского., Л., 1995.

1)  Эпидемиология И.И Елкин., М., 1979.

2)  Практическая эпидемиология., Кишинев,1981.

3)  Будущее древней науки – В.Н. Ягодинский, М., 1982.

4)  Эпидемиология – В.Д. Беляков, Р.Х Яфаев, М., 1989.

5)  Эпидемиологическая диагностика – Б.Л. Черкасский, М., 1990.

6)  Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях – А.А.Шапошников, М., 1991.

7)  Эпидемиология – Н.Д. Ющук, М.А. Жогова с соавт.,М., 1993.

8)  Курс лекций по общей эпидемиологии – Г.Н.Чистенко., Мн.,1997.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

оверхотрисунки 10

РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

№№

пп

Перечень учебных вопросов

Кол-во выделяемого времени в минутах

1.

.Вступление. История. Эпидемиология, как наука. Основные понятия.

5

2.

Методы, предмет, цель  и задачи эпидемиологии

10

3.

Учение об эпидемическом процессе. Эпидпроцесс и его закономерности (понятие о трех звеньях эпидцепи, факторы, влияющие на эпидпроцесс, его уровни, оценка эпидсостояния населения)

30

4.

Теория саморегуляции

20

5.

Организация первичных противоэпидемических мер, выполняемых врачами-лечебниками. Эпиднадзор, противоэпидемические мероприятия.

20

6.

Заключение, ответы на вопросы

5

                                                                                                      Всего  90   минут

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание лекции.

Вопрос 1. Введение. Эпидемиология как наука.

Научная медицина началась с изучения распространения и разработки эмпирических методов борьбы т.е. эпидемиологии инфекционных болезней (акад.,А.Львов).

Как и другие самостоятельные науки эпидемиология имеет три

Эпидемиология – общемедицинская наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем выяснения особенностей распространения заболеваний среди различных групп, населения по территории и во времени, использующая эти данные для разработки способов профилактики и в конечном итоге ликвидации заболеваний.

Начало эпидемиологии связывают с описаниями древними авторами минувших эпидемий в Индии, Китае (К. Сталлибрасс, 1936).

Основой же науки является знание процессов появления и распространения заразных болезней в человеческом обществе (на популяционном уровне), т.е. знание эпидемического процесса. Так возникла эпидемиология инфекционных болезней, как общая, так и частная. Основываясь в дальнейшем на данных микробиологии, вирусологии, биологии, клиники, статистики, мед. географии, политэкономии и др. наук (общемедицинская интегральная наука) эпидемиология объясняет основные закономерности эпид. процесса и вооружает нас практическими знаниями в профилактике и борьбе с заболеваниями.

Выработанные эпидемиологией методы оказались эффективными для изучения факторов риска появления и профилактики неинфекционных болезней – появилась в последнее десятилетие и эпидемиология неинфекционных заболеваний. Значит – эпидемиология изучает основные закономерности появления и распространения болезней в человеческом

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Эпидемиология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
105 Kb
Скачали:
0