обсуждено на заседании кафедры
протокол № ____________
от «____»_____________2002 г.
По эпидемиологии
для студентов 5 курса лечебно-профилактического
(лабораторно-диагностического) факультета
Эпидемиология Учение об эпидемическом процессе. Эпидемиология в современной структуре медицинского образования. Предмет, методы, цели и задачи эпидемиологии инфекционных болезней. Эпидемиологический процесс и его закономерности. Организация первичных противоэпидемических мер, выполняемых врачом-лечебником.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ.
Целью изучения эпидемиологии на лечебно-профилактическом факультете является овладение теоретическими основами дисциплины, как общемедицинской интегральной науки, а также усвоение практических методов организации и использования первичных противоэпидемических мер в интересах профилактики инфекционных заболеваний в первичном звене здравоохранения, а также возможных экстремальных условий.
Студенты должны знать:
q Цели и задачи эпидемиологии инф. болезней
q Теоретическую концепцию эпидемиологии как общественной науки и ее выражение в эпидемическом процессе
q Специфику эпидемических методов
q Эпидемический процесс и его закономерности
q Роль первичного звена здравоохранения в профилактике инф. болезней и ликвидации последствий экстремальных ситуаций
q Наиболее важные сведения по частной эпидемиологии и профилактике наиболее распространенных инф. заболеваний
Уметь:
q Пользоваться терминологией общей эпидемиологии
q Осуществлять оценку эпидемиологического состояния отдельных групп населения, факторов риска для формирования оценки состояния здоровья населения
q Осуществлять первичные противоэпидемические мероприятия в эпидемич. очагах.
ЛИТЕРАТУРА:
Природная очаговость болезней человека и краевая эпидемиология. – Изд. Сб. посвященный 70-летию Е.Н. Повловского., Л., 1995.
1) Эпидемиология И.И Елкин., М., 1979.
2) Практическая эпидемиология., Кишинев,1981.
3) Будущее древней науки – В.Н. Ягодинский, М., 1982.
4) Эпидемиология – В.Д. Беляков, Р.Х Яфаев, М., 1989.
5) Эпидемиологическая диагностика – Б.Л. Черкасский, М., 1990.
6) Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях – А.А.Шапошников, М., 1991.
7) Эпидемиология – Н.Д. Ющук, М.А. Жогова с соавт.,М., 1993.
8) Курс лекций по общей эпидемиологии – Г.Н.Чистенко., Мн.,1997.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
оверхотрисунки 10
№№ пп |
Перечень учебных вопросов |
Кол-во выделяемого времени в минутах |
1. |
.Вступление. История. Эпидемиология, как наука. Основные понятия. |
5 |
2. |
Методы, предмет, цель и задачи эпидемиологии |
10 |
3. |
Учение об эпидемическом процессе. Эпидпроцесс и его закономерности (понятие о трех звеньях эпидцепи, факторы, влияющие на эпидпроцесс, его уровни, оценка эпидсостояния населения) |
30 |
4. |
Теория саморегуляции |
20 |
5. |
Организация первичных противоэпидемических мер, выполняемых врачами-лечебниками. Эпиднадзор, противоэпидемические мероприятия. |
20 |
6. |
Заключение, ответы на вопросы |
5 |
Всего 90 минут
Содержание лекции.
Вопрос 1. Введение. Эпидемиология как наука.
Научная медицина началась с изучения распространения и разработки эмпирических методов борьбы т.е. эпидемиологии инфекционных болезней (акад.,А.Львов).
Как и другие самостоятельные науки эпидемиология имеет три
Эпидемиология – общемедицинская наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем выяснения особенностей распространения заболеваний среди различных групп, населения по территории и во времени, использующая эти данные для разработки способов профилактики и в конечном итоге ликвидации заболеваний.
Начало эпидемиологии связывают с описаниями древними авторами минувших эпидемий в Индии, Китае (К. Сталлибрасс, 1936).
Основой же науки является знание процессов появления и распространения заразных болезней в человеческом обществе (на популяционном уровне), т.е. знание эпидемического процесса. Так возникла эпидемиология инфекционных болезней, как общая, так и частная. Основываясь в дальнейшем на данных микробиологии, вирусологии, биологии, клиники, статистики, мед. географии, политэкономии и др. наук (общемедицинская интегральная наука) эпидемиология объясняет основные закономерности эпид. процесса и вооружает нас практическими знаниями в профилактике и борьбе с заболеваниями.
Выработанные эпидемиологией методы оказались эффективными для изучения факторов риска появления и профилактики неинфекционных болезней – появилась в последнее десятилетие и эпидемиология неинфекционных заболеваний. Значит – эпидемиология изучает основные закономерности появления и распространения болезней в человеческом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.