выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Для оценки используется показатели, хар-щих изменения:
структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования; эф-ти и интенсивности его использования;
платежеспособности и кредитоспособности предпр;
запаса его фин. Уст-ти.
Задачи анализа:
своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, поиск резервов улучшения фин. сост. предпр., его платежеспособности; прогнозирование возможных фин.рез-тов, эк-кой рентабельности, исходя из реальных условий хоз-ной деят-ти и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей фин-го сост. при разнообразных вариантах использования ресурсов; разработка конкретных мероприятий, направленных на более эф-ное использование фин-вых ресурсов и укрепление фин-го состояния предприятия.
Основным источником информации о фин. деят-ти предпр. явл. бухгалтерская отчетность
5 Типовые методы анализа финансовой отчетности.
Сущ-ют 6 основных методов ан. фин. отч-ти:
- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный) – опр-ние структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
- трендовый - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
- сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показ-лей отч-ти по отд. показ-лям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, межхозяйственный анализ показ-лей данной фирмы с показ-лями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Он м.б. прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
160. Классификация видов экономического анализа.
- Эк. Анализ подразделяется на:
i. макроэкономический
ii. микроэкономический ( АФХД и технико-экономический)
1 по признаку времени
iii. ретроспективный
iv. прогнозный
v. оперативный
vi. итоговый
2 по пространственному признаку
vii. внутрихозяйственный
viii. межхозяйственный
3 по объекту управления
ix. технико-экономический
x. управленческий
xi. социально-экономический
xii. экономико-экологический
xiii. экономико-статистический
xiv. маркетинговый
4 по охвату изучаемых объектов
xv. сплошной
xvi. выборочный
5 по содержанию программы
xvii. комплексный
xviii. тематический
6 по методике изучения объекта
xix. сопоставительный
xx. диагностический
xxi. маржинальный
xxii. детерминированный
xxiii. стохастический
xxiv. функционально-стоимостной
xxv. экономико-математический
7 по пользователям
xxvi. внутренний
xxvii. внешний
59. Характеристика анализа безубыточности и равновесного анализа. Определения точки равновесия.
Анализ затрат, объема продукции и прибыли (CVP - анализ) называют анализом безубыточности. Он состоит в нахождении точки на координате объема продукции, соответствующей пересечению прямой общих издержек с прямой дохода от продаж
CVP - анализ помогает определить:
объем продаж, необходимый для покрытия затрат (точки безубыточности);
объем продаж, необходимый для того, чтобы заработать желаемую прибыль;
влияние на прибыль изменений цены продаж, переменных затрат, постоянных затрат и доходов;
воздействие изменений в товарной смеси на точку безубыточности и доход.
Преимущества CVP - анализа заключаются в следующем:
помогает в планировании прибыли компании;
иллюстрирует влияние операционных средств на прибыль;
помогает в определении оптимальной пропорции постоянных и переменных затрат компании.
Допущения
существуют неизменные цены реализации и цены на потребляемые производственные ресурсы для всего диапазона предсказуемости
все затраты д.б. поделены с помощью сметного управления на постоянные и переменные
объем пр-ва д.б. равен объему реализации
величина удельных переменных затрат должна оставаться в этом периоде неизменной
ассортимент реализованных изделий д.б. постоянным
существует только одна точка безубыточности, т.е. критический объем пр-ва.
товарно-материальные запасы не должны по величине значительно различаться в зависимости от периода
объем пр-ва д.б. единственным фактором, влияющим на величину затрат
Q*c=a*Q+b
Qкрит.=
Для анализа мы определяем 3 основных параметра
Маржинальная прибыль(сумма покрытия), которая является превышением объема продаж над величиной переменных затрат
Марж.прибыль=Q*c-a*Q – сумма денежных средств, необходимая для покрытия постоянных затрат и образования прибыли
Удельная маржинальная прибыль (удельная сумма покрытия)
- превышение цены продажи над величиной переменных затрат на 1 ед.прод.
коэффициент суммы покрытия – коэффициент маржинальной прибыли
Кмп = (%)
Доля маржинальной прибыли в объеме пр-ва (продаж)
Правила CVP - анализа:
увеличение цены продаж снижает точку безубыточности;
увеличение переменных и постоянных затрат увеличивает точку безубыточности.
С помощью CVP - анализа можно так же вычислить границу безопасности, которая определяется как количество продаж, на которое может быть снижен объем продаж без перехода бизнеса в убыточную область:
Возвращаясь к теории калькуляции себестоимости, отметим, что разница между рыночной ценой единицы продукции и стоимостью прямых переменных производственных издержек называется маржинальной прибылью или вкладом в покрытие общих расходов предприятия.
Равновесный анализ является частью безубыточного анализа. С помощью него определяется точка равновесного объема пр-ва (продаж, реализации).
(.) равновесия – это финансовый рубеж, на к-ом выручка от реализации в точности соответствует величине понесенных затрат.
(.) равновесия показывает уровень дохода от реализации, равного сумме переменных и постоянных затрат для данного объема пр-ва при определенном коэфф-те использования производственных мощьностей.
Как правило, чем ниже точка равновесия, тем выше прибыль и меньше операционный риск, т.е. риск получения прибыли
(.) равновесия м.б. в единицах и в стоимостном выражении
в штуках (.)=
в руб. (.)=
Существует ситуация, когда на пр-ии минимальное количество денег, руководству нужен анализ, к-ый позволил бы определить объем пр-ва для покрытия всех денежных расходов за период.
(.)наличного равновесия =
Показывает сколько нужно продать продукции, чтобы покрыть затраты на выплату наличных денег и не понести убытки.
Показатель безопасности (кромка безопасности) – является разностью между фактическим уровнем пр-ва (продаж) и равновесным объемом пр-ва (продаж). Этот показатель обычно выражается в %% от ожидаемого объема пр-ва (продаж). Иначе этот показатель является мерой операционного риска. Чем выше этот показатель, тем безопаснее ситуация на пр-ии, т.е. низкий риск достижения (.) равновесия.
(.) безопасности =
53 Общие понятия о затратах. Классификация затрат на производство.
Цель классификации – выделить из общей массы релевантную часть (значимую), которая может повлиять на управленческое решение.
Это средство для решения задач управления: принимая решение, менеджер или руководитель должен четко представить ее последствия, поэтому релевантные затраты это те, которые изменяются в результате принимаемого решения.
Классификация затрат относительно поставленных задач перед руководителем
Вопросы перед руководителем |
Классиф-я затрат применительно к поставленным вопросам |
- каковы затраты на пр-во в целом - каковы затраты данного подразделения - каковы затраты на пр-во данного продукта или группы продуктов |
К объекту учета - прямые - косвенные (накладные) |
- как изменится прибыль при изменении цен, объема выпуска, затрат - какие последствия могут возникнуть при изменении структуры выпуска - на сколько велик риск пр-ва - каков запас финансовой прочности |
По динамике затрат относительно объема выпуска - переменные - постоянные - смешанные |
Постоянные затраты – те, которые остаются неизменными вне зависимости от изменения выпуска продукции (общехозяйственные затраты)
Переменные – те, которые прямо пропорциональны изменению объема продукции (затраты на основные материалы)
Смешанные – те, которые изменяются с изменением объема пр-ва, но не пропорционально, т.е. имеют и постоянную и переменную часть.
Прямые – отношение которых к конкретному объекту калькулирования (либо вид продукции, либо подраздел) прослеживается непосредственно. По величине не совпадают с переменными. Напр., затраты на содержание и эксплуатацию оборудования являются прямыми, но постоянными.
Косвенные – затраты, к-ые невозможно отождествить с тем или иным объектом учета. Напр., затраты на содержание завода управления.
Для построения системы учета затрат на пр-ии наиболее экономически целесообразен следующий подход
- выделение типичных групп решения и выбор соответствующих им объектов учета затрат
Современные системы учета должны вкючать обеспечения надежной базы для прогнозирования экономических явлений.
Затраты могут классифицироваться по категориям, исходя из различных видов.
Признаки классификации |
Виды затрат |
1. по их роли в системе управления |
1)производственные 2)непроизводственные (общепроизводственные расходы) |
2. по степени прослеживания к объекту учета |
1)прямые 2)косвенные |
3. по оценке стоимости запасов |
1)производственная себестоимость 2)затраты на период |
4. по отношению к объему пр-ва |
1)постоянные 2)переменные 3)смешанные |
5. по значимости затрат в планировании, контроле и принятии решений |
1)релевантные/нерелевантные 2)регулируемые/нерегулируемые 3)значимые/незначимые 4)нормативные 5)приростные 6)вмененные |
6. по степени усреднения |
1)удельные (включенные в удельную себестоимость) 2)полные |
7. по статьям калькуляции |
Статьи калькуляции (синтетические счета) |
8.по экономическим элементам затрат |
Экономические элементы затрат |
9. по отношению к технологическому процессу |
1)основные 2)накладные |
Важнейшей группировкой затрат на пр-во и калькулированию себестоимости продукции на российских пр-ях является группировка 7,8. Такая единая классификация для всех отраслей экономики была существенным преимуществом отечественного учета перед западным, где подобные классификации отсутствуют.
Классификация для управления затратами в управленческом учете имеет свою номенклатуру. Такая классиф-я условно упрощена и подменяет одно понятие другим (косвенные, накладные, постоянные). Это объясняется прагматизмом западного учета для удобства в практическом пользовании.
В западном учете выделяется 3 основных элемента затрат
1) прямые материалы
2) прямой труд
1,2 – основные расходы
3) накладные расходы
Затраты по их роли в системе управления
На пр-ии затраты делятся на 2 категории, соответствующие функциональным видам деятельности.
производственные – это затраты, связанные непосредственно с производственной деятельностью. Подразделяются на 3 основные категории
- прямой труд
- прямые материалы
- заводские накладные расходы
К прямым затратам относятся затраты, к-ые непосредственно идут на создание конечного продукта.
Прямой труд – это труд рабочих, непосредственно вовлеченных в изготовление продукта и рассчитанный по норме расхода
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.