Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности. Типовые методы анализа финансовой отчетности. Управление товарным ассортиментом. Сущность оперативного и стратегического контроллинга. Выручка от реализации продукции

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

выявлять и устранять недостатки в финан­совой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия  и его платежеспособности. Для оценки  используется показа­тели, хар-щих измене­ния:

структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования; эф-ти и интенсивности его использования;

платежеспособности и кредитоспособности предпр;

запаса его фин. Уст-ти.

Задачи анализа:

своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, поиск резервов улучшения фин. сост. предпр., его платежеспособности;  прогнозирование возможных фин.рез-тов, эк-кой рентабельности, исходя из реальных условий хоз-ной деят-ти и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей фин-го сост. при разнообразных вариантах использования ресурсов; разработка конкретных мероприятий, направленных на более эф-ное использование фин-вых ресурсов и укрепление фин-го состояния предприятия.

Основным источником информации о фин. деят-ти предпр.  явл. бухгалтерская отчетность

5  Типовые методы анализа финансовой отчетности.

Сущ-ют 6 основных методов ан. фин. отч-ти:

- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) – опр-ние структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый  - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения  показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показ-лей отч-ти по отд. показ-лям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, межхозяйственный анализ показ-лей данной фирмы с показ-лями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных или стохастических  приемов исследования. Он м.б. прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

160.  Классификация видов экономического анализа.

 - Эк. Анализ подразделяется на:

  i.  макроэкономический

  ii.  микроэкономический ( АФХД и технико-экономический)

1 по признаку времени

  iii.  ретроспективный

  iv.  прогнозный

  v.  оперативный

  vi.  итоговый

2 по пространственному признаку

  vii.  внутрихозяйственный

 viii.  межхозяйственный

3 по объекту управления

  ix.  технико-экономический

  x.  управленческий

  xi.  социально-экономический

  xii.  экономико-экологический

 xiii.  экономико-статистический

 xiv.  маркетинговый

4 по охвату изучаемых объектов

  xv.  сплошной

 xvi.  выборочный

5 по содержанию программы

 xvii.  комплексный

xviii.  тематический

6 по методике изучения объекта

 xix.  сопоставительный

  xx.  диагностический

 xxi.  маржинальный

 xxii.  детерминированный

xxiii.  стохастический

xxiv.  функционально-стоимостной

 xxv.  экономико-математический

7 по пользователям

xxvi.  внутренний

xxvii.  внешний

59. Характеристика анализа безубыточности и равновесного анализа. Определения точки равновесия.

Анализ затрат, объема продукции и прибыли (CVP - анализ) называют анализом безубыточности. Он состоит в нахождении точки на координате объема продукции, соответствующей пересечению прямой общих издержек с прямой дохода от продаж

CVP - анализ помогает определить:

объем продаж, необходимый для покрытия затрат (точки безубыточности);

объем продаж, необходимый для того, чтобы заработать желаемую прибыль;

влияние на прибыль изменений цены продаж, переменных затрат, постоянных затрат и доходов;

воздействие изменений в товарной смеси на точку безубыточности и доход.

Преимущества CVP - анализа заключаются в следующем:

помогает в планировании прибыли компании;

иллюстрирует влияние операционных средств на прибыль;

помогает в определении оптимальной пропорции постоянных и переменных затрат компании.

Допущения

существуют неизменные цены реализации и цены на потребляемые производственные ресурсы для всего диапазона предсказуемости

все затраты д.б. поделены с помощью сметного управления на постоянные и переменные

объем пр-ва д.б. равен объему реализации

величина удельных переменных затрат должна оставаться в этом периоде неизменной

ассортимент реализованных изделий д.б. постоянным

существует только одна точка безубыточности, т.е. критический объем пр-ва.

товарно-материальные запасы не должны по величине значительно различаться в зависимости от периода

объем пр-ва д.б. единственным фактором, влияющим на величину затрат

Q*c=a*Q+b

Qкрит.=

Для анализа мы определяем 3 основных параметра

Маржинальная прибыль(сумма покрытия), которая является превышением объема продаж над величиной переменных затрат

Марж.прибыль=Q*c-a*Q – сумма денежных средств, необходимая для покрытия постоянных затрат и образования прибыли

Удельная маржинальная прибыль (удельная сумма покрытия)

 - превышение цены  продажи над величиной переменных затрат на 1 ед.прод.

коэффициент суммы покрытия – коэффициент маржинальной прибыли

Кмп =  (%)

Доля маржинальной прибыли в объеме пр-ва (продаж)

Правила CVP - анализа:

увеличение цены продаж снижает точку безубыточности;

увеличение переменных и постоянных затрат увеличивает точку безубыточности.

С помощью CVP - анализа можно так же вычислить границу безопасности, которая определяется как количество продаж, на которое может быть снижен объем продаж без перехода бизнеса в убыточную область:

Возвращаясь к теории калькуляции себестоимости, отметим, что разница между рыночной ценой единицы продукции и стоимостью прямых переменных производственных издержек называется маржинальной прибылью или вкладом в покрытие общих расходов предприятия.

Равновесный анализ является частью безубыточного анализа. С помощью него определяется точка равновесного объема пр-ва (продаж, реализации).

(.) равновесия – это финансовый рубеж, на к-ом выручка от реализации в точности соответствует величине понесенных затрат.

(.) равновесия показывает уровень дохода от реализации, равного сумме переменных и постоянных затрат для данного объема пр-ва при определенном коэфф-те использования производственных мощьностей.

Как правило, чем ниже точка равновесия, тем выше прибыль и меньше операционный риск, т.е. риск получения прибыли

(.) равновесия м.б. в единицах и в стоимостном выражении

в штуках (.)=

в руб. (.)=

Существует ситуация, когда на пр-ии минимальное количество денег, руководству нужен анализ, к-ый позволил бы определить объем пр-ва для покрытия всех денежных расходов за период.

(.)наличного равновесия =

Показывает сколько нужно продать продукции, чтобы покрыть затраты на выплату наличных денег и не понести убытки.

Показатель безопасности (кромка безопасности) – является разностью между фактическим уровнем пр-ва (продаж) и равновесным объемом пр-ва (продаж). Этот показатель обычно выражается в %% от ожидаемого объема пр-ва (продаж). Иначе этот показатель является мерой операционного риска. Чем выше этот показатель, тем безопаснее ситуация на пр-ии, т.е. низкий риск достижения (.) равновесия.

(.) безопасности =

53 Общие понятия о затратах. Классификация затрат на производство.

Цель классификации – выделить из общей массы релевантную часть (значимую), которая может повлиять на управленческое решение.

Это средство для решения задач управления: принимая решение, менеджер или руководитель должен четко представить ее последствия, поэтому релевантные затраты это те, которые изменяются в результате принимаемого решения.

Классификация затрат относительно поставленных задач перед руководителем

Вопросы перед руководителем

Классиф-я затрат применительно к поставленным вопросам

- каковы затраты на пр-во в целом

- каковы затраты данного подразделения

- каковы затраты на пр-во данного продукта или группы продуктов

К объекту учета

- прямые

- косвенные (накладные)

- как изменится прибыль при изменении цен, объема выпуска, затрат

- какие последствия могут возникнуть при изменении структуры выпуска

- на сколько велик риск пр-ва

- каков запас финансовой прочности

По динамике затрат относительно объема выпуска

- переменные

- постоянные

- смешанные

Постоянные затраты – те, которые остаются неизменными вне зависимости от изменения выпуска  продукции (общехозяйственные затраты)

Переменные – те, которые прямо пропорциональны изменению объема продукции (затраты на основные материалы)

Смешанные – те, которые изменяются с изменением объема пр-ва, но не пропорционально, т.е. имеют и постоянную и переменную часть.

Прямые – отношение которых к конкретному объекту калькулирования (либо вид продукции, либо подраздел) прослеживается непосредственно. По величине не совпадают с переменными. Напр., затраты на содержание и эксплуатацию оборудования являются прямыми, но постоянными.

Косвенные – затраты, к-ые невозможно отождествить с тем или иным объектом учета. Напр., затраты на содержание завода управления.

Для построения системы учета затрат на пр-ии наиболее экономически целесообразен следующий подход

- выделение типичных групп решения и выбор соответствующих им объектов учета затрат

Современные системы учета должны вкючать обеспечения надежной базы для прогнозирования экономических явлений.

Затраты могут классифицироваться по категориям, исходя из различных видов.

Признаки классификации

Виды затрат

1. по их роли в системе управления

1)производственные

2)непроизводственные (общепроизводственные расходы)

2. по степени прослеживания к объекту учета

1)прямые

2)косвенные

3. по оценке стоимости запасов

1)производственная себестоимость

2)затраты на период

4. по отношению к объему пр-ва

1)постоянные

2)переменные

3)смешанные

5. по значимости затрат в планировании, контроле и принятии решений

1)релевантные/нерелевантные

2)регулируемые/нерегулируемые

3)значимые/незначимые

4)нормативные

5)приростные

6)вмененные

6. по степени усреднения

1)удельные (включенные в удельную себестоимость)

2)полные

7. по статьям калькуляции

Статьи калькуляции (синтетические счета)

8.по экономическим элементам затрат

Экономические элементы затрат

9. по отношению к технологическому процессу

1)основные

2)накладные

Важнейшей группировкой затрат на пр-во и калькулированию себестоимости продукции на российских пр-ях является группировка 7,8. Такая единая классификация для всех отраслей экономики была существенным преимуществом отечественного учета перед западным, где подобные классификации отсутствуют.

Классификация для управления затратами в управленческом учете имеет свою номенклатуру. Такая классиф-я условно упрощена и подменяет одно понятие другим (косвенные, накладные, постоянные). Это объясняется прагматизмом западного учета для удобства в практическом пользовании.

В западном учете выделяется 3 основных элемента затрат

1) прямые материалы

2) прямой труд

1,2 – основные расходы

3) накладные расходы

Затраты по их роли в системе управления

На пр-ии затраты делятся на 2 категории, соответствующие функциональным видам деятельности.

производственные – это затраты, связанные непосредственно с производственной деятельностью. Подразделяются на 3 основные категории

- прямой труд

- прямые материалы

- заводские накладные расходы

К прямым затратам относятся затраты, к-ые непосредственно идут на создание конечного продукта.

Прямой труд – это труд рабочих, непосредственно вовлеченных в изготовление продукта и рассчитанный по норме расхода

Похожие материалы

Информация о работе