Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Диспансеризация здорового ребенка, страница 2

В возрасте 1 года: невролог, хирург, офтальмолог, отоларинголог (острота слуха), ортопед, стоматолог.

Лабораторно:общий анализ крови, мочи, кал на я/г., глюкоза крови.

В возрасте 1 года составляется годовой эпикриз, проводится комплексная оценка состояния здоровья и выставляется группа здоровья.

Комплексная оценка состояния здоровья:

Это совокупность данных онтогенеза, физического и нервно-психического развития, резистентность организма, функциональное состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний.

Группы здоровья

I группа ― клинически здоровые дети, гармонически развитые, болеющие не более 3 раз в году простудными заболеваниями;

II группа ― дети с функциональными нарушениями, отклонениями в темпах и характере роста и развития (недоношенные без признаков незрелости, рахит, аномалии конституции и т.д.), дети склонные к повышенной заболеваемости (более 4 раз в году);

III группа ― дети, страдающие хроническими заболеваниями, находящиеся в состоянии полной компенсации;

IV группа ― дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации;

V группа ― в состоянии декомпенсации.

Второй год жизни: осмотр педиатра 1 раз в квартал; осмотр стоматолога;

Лабораторно:общий анализ крови, мочи, кал на я/г.

Третий год жизни: педиатр ― 1 раз в 6 мес.; осмотр отоларинголога, офтальмолога, хирурга, стоматолога, логопеда;

Лабораторно:общий анализ крови, мочи, кал на я/г.

Дошкольный возраст: педиатр ― 1 раз в год; осмотр стоматолога;

Лабораторно:общий анализ крови, мочи, кал на я/г.

Подготовка ребенка в ДДУ

Общая ― проведение мероприятий по здоровому образу жизни, направленных на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития ребенка.

Проводится с рождения.

Специальная ― включает в себя диспансеризацию с углубленным осмотром врачей-специалистов за 2–3 месяца до поступления в ДДУ, проведение лабораторных исследований, оформление документации, оздоровление и лечение в зависимости от состояния здоровья.

Проводится за 3 месяца до поступления в ДДУ.

Классификация адаптации

Основные критерии: сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний.

Легкая (физиологическая адаптация): нарушение поведения до 30 дней. Заболеваний не возникает.

Средняя (напряженная адаптация): сроки удлиняются до 2 месяцев. Острое заболевание возникает в виде респираторной инфекции, протекает без осложнений.

Тяжелая (патологическая адаптация): характеризуется значительной длительностью (2–6 мес. и более) и выраженной тяжестью всех проявлений. Частота заболеваний от 4 до 12 раз и более в течение года.

Тяжесть адаптации зависит от качества работы участкового педиатра по подготовке к ДДУ ребенка и родителей, методов воспитания, режимных моментов.

Подготовка детей к поступлению в школу

(Инструкция по подготовке детей в школу)

Диспансеризация детей 3 и 5 летнего возраста с углубленными медицинскими осмотрами с участием врачей специалистов (отоларинголог, офтальмолог, невролог, хирург, стоматолог, акушер-гинеколог, логопед (5 лет)) с целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу.

Перед зачислением в первый класс (май-июнь месяц) проводить комплексную оценку состояния здоровья детей, оценивать готовность к обучению.

Антропометрия, оценка осанки, определение остроты зрения, слуха, артериального давления, общие  анализы крови, мочи, глюкоза крови, ЭКГ (5 лет).

Оформить медицинскую карту ребенка (№ 026/У).

Школьная зрелость

Это достижение детьми такого уровня физического, социального, психологического развития, при котором они становятся восприимчивыми к систематическому обучению в первом классе основной школы и готовыми к связанному с этим напряжению.

Оценка школьной зрелости

·   Физическое здоровье: данные антропометрии, наличие хронических заболеваний, частота респираторных инфекций.

·   Психофизиологическое развитие оценивается по результатам выполнения различных тестов (тест Керна-Ирасека) и звукопроизношению.

·   Биологическое развитие:

–  темп второй дентиции ― количество прорезавшихся постоянных зубов (в 6 лет ―1, в 7 лет у мальчиков ― 4, у девочек ― 5);

–  темпы прибавки длины тела за год (не < 4 см);

–  длина тела ребенка в сопоставлении с регионарными стандартами;

–  филиппинский тест ― способность ребенка достать через голову правой рукой левое ухо.

Дети, не достигшие школьной зрелости, остаются в подготовительной группе детского сада.

Противопоказания к 6 летнему обучению

Заболевания, перенесенные на протяжении последнего года (вирусный гепатит, кардит, ревматизм, тяжелая форма детских инфекций и др.).

Хронические состояния и заболевания (задержка психического развития, физического развития, системное нарушение речи, прогрессирующая миопия, пороки сердца, бронхиальная астма, хронические заболевания ЖКТ).