Уровень готовности последователей отображается в нижней части рисунка.
Директивный стиль уместен при низкой готовности последователей: когда работники не особенно хотят трудиться, не имеют необходимых навыков и опыта или недостаточно надежны, чтобы взять на себя ответственность за свои действия по выполнению задания. В этом случае лидер должен быть очень конкретен: подробно объяснять работникам, что они должны делать, когда и как.
Убеждающий и участвующий стили хорошо подходят при умеренном уровне готовности последователей. Например, когда работники не имеют достаточного образования или опыта, но демонстрируют уверенность в своих силах, способности, заинтересованность и желание трудиться. Как показано на рисунке, убеждающий стиль эффективен именно в таких условиях, потому что предполагает не только направление подчиненных, но и поиск дополнительной информации и пояснение задач, а не просто раздачу приказаний и инструкций. Когда последователи обладают необходимыми навыками и опытом, но не уверены в своих способностях или испытывают недостаток готовности, то участвующий стиль позволяет лидеру направлять развитие последователей и быть источником советов и помощи.
Когда последователи демонстрируют высокую готовность, т. е. имеют высокий уровень образования, опыта и желания взять на себя ответственность за выполнение задач, тогда с успехом может использоваться делегирующий стиль. Последователи готовы к самостоятельной работе, поэтому руководитель может делегировать им право принимать и осуществлять решения. Лидер ставит цель и наделяет подчиненных достаточными для ее властью для их наказания или вознаграждения.
Рисунок 2 – Связь между стилем лидера и готовностью последователя
МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА Ф. ФИДЛЕРА
Различные сочетания ситуационных характеристик позволяют рассматривать различные ситуации лидерства — от очень благоприятной до очень неблагоприятной. Когда Фидлер проанализировал взаимосвязь между стилем лидерства и благоприятностью ситуации, он получил зависимость, показанную на рисунке 3.
Рисунок 3 – Соответствие лидера и ситуации по Ф. Фидлеру
Лидеры, ориентированные на задачу, демонстрируют наиболее высокую эффективность либо в очень благоприятной, либо в очень неблагоприятной ситуации. Лидеры, ориентированные на взаимоотношения, показывают наиболее высокие результаты в промежуточных ситуациях.
Лидер, ориентированный на задачу, преуспевает в благоприятной ситуации, потому что перед ним стоит четко сформулированная задача, у него прекрасные отношения с работниками и он наделен всеми необходимыми полномочиями. В этой ситуации всего-навсего требуется, чтобы кто-то взял на себя ответственность и дал конкретные указания работникам. Подобным образом, когда ситуация очень неблагоприятна для лидера, он должен структурировать задачу и, используя свои полномочия, дать подчиненным необходимые указания. Так как в неблагоприятной ситуации отношения между лидером
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.