зоне оплавлений не имели, признаков, указывающих на какие-либо аварийные режимы работы других систем также выявлено не было. Только осмотр пространства под прицепом позволил прояснить ситуацию. После вскрытия досок пола прицепа в месте, примыкающем к зоне максимальных термических повреждений, был обнаружен отгоревший плюсовой провод аккумуляторной батареи, проложенный под прицепом. Отгоревший конец проводника прикипел к металлическому кронштейну крепления коробки передач. Второй участок данного провода был присоединен к генератору в моторном отсеке. Осмотром участка проводника от аккумуляторной батареи до места спаивания с кронштейном были обнаружены четыре оплавления токопроводящих жил. Данный участок был изъят и исследован, а оплавления подвергнуты металлографическому анализу с целью определения первичного или вторичного короткого замыкания. Металлографический анализ показал, что наиболее удаленное от источника тока оплавление (в месте спаивания с кронштейном) образовалось в результате первичного короткого замыкания. Это позволило установить точное место первоначального возникновения горения, а также причину пожара в автомобиле.
В случае обнаружения при осмотре поврежденного пожаром автомобиля дуговых оплавлений, желательно выяснить к какой электрической цепи относится провод с оплавлениями. Затем следует изъять участок с оплавлениями и отправить на исследование в целях определения первичности (вторичности) КЗ. При этом необходимо зафиксировать в протоколе осмотра места пожара, откуда изъят данный проводник. Правила изъятия автомобильных проводов те же, что и обычной электропроводки.
Известны случаи пожаров большегрузных автомобилей, где источником воспламенения явилась тепловая энергия, выделившееся при трении покрышки колеса о покрытие пола платформы полуприцепа. Так, при пожаре, возникшем в полуприцепе грузового автомобиля в процессе его движения, очаг пожара был установлен на покрытии пола грузовой платформы (в задней его части) в районе расположения левого заднего колеса последней оси. В данной зоне, в покрытии платформы был обнаружен прогар. Степень переугливания данного покрытия со стороны колес была больше, чем со стороны расположения перевозимого груза. Покрытие пола платформы со стороны колес имело потертости, которые располагались непосредственно над покрышками колес и совпадали с их размерами. Перечисленные признаки, а также отсутствие в зоне очага пожара каких-либо элементов топливной системы и системы электрооборудования автомобиля, дали основание говорить о том, что в процессе движения автомобиля имел место процесс трения покрышек колес о покрытие пола грузовой платформы полуприцепа, что и привело к возникновению пожара. В процессе расследования было установлено, что полуприцеп был загружен на 81% от допустимой массы груза. При осмотре полуприцепа, идентичного сгоревшему, был произведен замер расстояния между покрышкой колеса и покрытием пола - в штатном
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.