Тема 6. Эмпиризм и рационализм Нового времени.
Новое время – периода конца XVI – XVII вв., когда происходят изменения и потрясения практически во всех областях человеческих отношений: политике, мышлении, науке, технике. Начинается основательное переосмысление места человека в природе; многие вопросы поставлены заново.
Восторжествовало мнение, что философия должна помогать человеку в его естественном бытие; философские вопросы рассматриваются с точки зрения практического использования. Философия разделяется на онтологию (учение о бытие) и гносеологию (учение о познании), причем акцент смещается на гносеологию и в частности на методологию. В зависимости от отношения к гносеологии происходит разделение мыслителей на сторонников эмпиризма и рационализма.
Наибольшее развитие из всех частных наук получила механика. Это обстоятельство сыграло как положительную, так и отрицательную роль в развитии философии (с одной стороны, рассматривалось необходимое взаимодействие механики и философии, с другой – механика как наука о закономерности развития природных процессов передала свой односторонний подход философии).
Одной из особенностей философии Нового времени является опора на разум; доверие к человеческому разуму возросло (как со стороны эмпириков, так и рационалистов).
Первооткрывателем философии Нового времени признан Френсис Бэкон (основатель эмпиризма Нового времени). Он заявил о необходимости Великого восстановления наук. Бэкон отстаивал необходимость опытов и экспериментов в учебном процессе (важнейшая задача заключается в получении достоверного знания). Бэкон выделяет четыре помехи («призрака») достижения достоверного знания: 1) призраки рода (принципиальное несовершенство человеческого разума) 2) призрак пещеры (человек, несмотря на ограниченность своего опыта, выдает желаемое за действительное) 3) призрак рынка (человек пользуется словами, которые в процессе использования теряют свою ценность 4) призрак театра (человек часто пользуется заключениями авторитета, предварительно не убеждаясь в их достоверности). Бэкон выделяет три направления познания: путь паука (подобно пауку тянуть знания из себя (схоластика)), путь муравья (подобно муравью собирать знания в кучу, но не пользоваться ими (эмпиризм)) и путь пчелы (подобно пчеле собирать знания и перерабатывать их (эмпиризм Нового времени)). После сбора матери-ала (знаний) его необходимо обобщить от частного к общему (индукция), от общего к частному (дедукция), а также посредством таблицы качеств.
Рене Декарт (сторонник естественного подхода – aka естествоиспытатель) попробовал вернуться к традиционной философии. Истинное знание по Декарту есть знание ясное, отчетливое, непротиворечивое, не вызывающее сомнения (первоочевидное). Основным принципом познания Декарт считал сомнение; познание должно осуществляться от простого к сложному; сложное должно быть разделено на простое. Он отстаивал неоспа-риваемость врожденных идей (идеи о Боге, о протяженности, о состоянии целого из частей и т.д.). Декарт утвердил важность научного подхода к рассмотрению философии (отстаивал механическую причину любого действия).
Эмпирики опираются в своих знаниях на метод индукции, на опыт, задача философии исследовать многообразие процессов (как субстанции); рационалисты – на метод дедукции, разум, рассматривали субстанцию со стороны механики.
Позже Барух Спиноза – выдающихся голландский мыслитель – выдвинул обвинение Декарту в том, что он разделил субстанцию; по его мнению, существует только единая субстанция, «бог во всем» (патеизм). Спиноза придавал гораздо большее значение разуму, нежели чувствам, выдвинул ряд идей в сфере свободы.
ВЗЯТЬ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.