Теория конфликта в свете основных методологических концепций. Теория конфликта в рамках системного подхода

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Глава I.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА В СВЕТЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ.

          Современная наука о конфликтах находится в стадии своего зарождения. Отсутствие единого понимания конфликта, незрелая понятийная база, значительное количество концепций - все это говорит о том, что собственный методологический аппарат науки еще не создан. Конфликты исследуются с позиций истории, культурологии, экономической теории, политологии и психологии, что и объясняет с одной стороны узость, с другой стороны -эклектичность конфликтологии. Кроме того многие работы написаны с позиций ортодоксальных философских учений, то есть в них легко просматривается тенденция втиснуть материал исследований в детерминистические, телеологические или диалектические рамки. Иными словами все конфликты рассматриваются либо с точки зрения их причинной или целевой обусловленности либо как проявление борьбы противоположностей. На данные общие установки как правило наслаиваются постулаты частного порядка, то есть положения тех конкретных дисциплин, в области которых ранее вел свою деятельность тот или иной исследователь.

          Как пример можно привести концепцию «столкновения цивилизаций», имеющую бесспорно культурологические корни, или теорию пассионарности, чьим автором является знаменитый историограф. Каждое из этих толкований не выходит за методологические рамки своих «материнских» дисциплин, что приводит к фактически полному отрыву их от действительности и фактической «непригодности» для исследования современных конфликтов.

          Единственным приемлемым методом для формирования научной базы теории конфликта является возвращение к первоначальному эмпиризму древнегреческого досократовского периода. Иными словами, все посылки для определяемых понятий мы будем находить в результате непосредственного наблюдения и сопоставления, а не интерпретации известных теорий и концепций.

          Но мы должны помнить, что и на этом пути существуют весьма серьезные ограничения. Первое и самое главное из них - условность человеческого знания.

          Всякий ученый, действующий в той или иной понятийной области, вольно или невольно придерживается либо концепции тождественности разума и реальности либо концепции разума как средства толкования реальности. Предметом обоих концепций является вопрос о сущности психики. Представители первого направления утверждают, что психика есть опосредованное нервной системой «отражение» реальности. Это означает, что психика и реальность функционируют по одним и тем же законам и весь универсум логически обоснован. Согласно второй концепции, психическое и реальность не тождественны друг другу и психика есть инструмент интерпретации, толкования, эволюционно

Похожие материалы

Информация о работе