Социологическое наследие Б.Н.Чичерина
Страницы работы
24
страницы
(Word-файл)
Фрагмент текста работы
знании новые теоретические ориентиры не может быть успешной без
обращения к социологическому наследию. Большое значение имеет освоение
достижений российской социологической мысли второй половины XIX в. и, в
частности, научного творчества Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904),
известного юриста и философа. В его трудах впервые в России была представлена
общая система социологии, выступавшая как составная часть учения о праве и
государстве. Не случайно Чичерин дал название Социология второй
части книги Курс государственной науки (1896), где наряду с
социологией представлены такие области знания, как философия, история,
правоведение, политология, этика и государственное управление. Он относил себя
к либеральным консерваторам , сторонникам социальных преобразований
эволюционного характера, в противоположность революционным предпочтениям многих
своих современников. Поэтому Чичерин часто оказывался в положении чужого
среди своих , и подвергался нападкам с противоположных сторон. Его современник
И.В. Михайловский писал о нем: Этими работами по справедливости может
гордиться русская наука. Автор их не узкий специалист, замкнувшийся
в свою область, а ученый и мыслитель с колоссальной эрудицией, как специальной,
так и общей 1, с. 897.
Чичерин по праву считается создателем государственной, или
государственно-юридической школы в социологии научного направления,
активно поддержанного и впоследствии продолженного такими видными учеными, как
К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.И. Сергеевич, В.О. Ключевский, П.А. Милюков,
П.И. Новгородцев, А.Д. Градовский. Если Кавелин первым наметил основные
проблемы этой школы, заложив основы теоретической схемы, а Соловьев наполнил ее
теоретические построения конкретным историческим содержанием, то Чичерин стал
подлинным теоретиком государственной школы в русской социологии. Основа
социологической концепции Чичерина идея главенствующей роли
государства в истории России. Государство, по его определению это
высшая форма общежития, высшее сочетание свободы с разумным порядком ,
служение идеалу общего блага, охрана свободы и прав личности и собственности.
Очевидно, эту позицию разделяли все те, кто продолжал традиции родоначальников
теории естественного права, а отчасти и Гегеля. Представители русской
государственной школы находили свой идеал разумной действительности в идее
правового государства, связывая ее с необходимостью конституционного строя и
демократических преобразований.
Теоретическое творчество Чичерина пронизывает сверхзадача, сформулированная им
в 60-е годы исследование перспектив и путей исторического развития
русского общества и русской государственности. Его концепция либерального
консерватизма стратегия социально-политической модернизации
России. Такой путь позволял, как ему представлялось, избежать с одной стороны,
разрушительных революционных потрясений, а с другой окостенелости и
деградации существующего режима. Им была создана единственная в истории русской
социологической мысли XIX века теория, претендующая на то, чтобы сформулировать
общие начала цивилизационного общежития в России и выработать конкретные
механизмы успешного продвижения общества по пути прогресса. Чичерин одним из
первых в отечественной науке стал рассматривать
Похожие материалы
Информация о работе