Аткинсон, необходимо разобраться с понятием «код», которое Бернштейн использовал, придавая ему большое значение. Код, в его трактовке, – это принцип регулирования, который действует в глубинных пластах культуры под поверхностными слоями, отражаемыми большинством социологов при изучении образования. Код устанавливает, что формы поверхностных представлений могут снять только сленговые уровни, в основе которых лежит «пароль». Бернштейн доказывал, что существуют контрастные коды, которые порождаются различными образцами школьных отношений и культурных форм, соответствующих разным социальным стратам. Это последовательно ведет сначала к формированию различных ориентаций в использовании языка, а затем подразумевает различное мировоззрение.
Для наиболее полного раскрытия терминов, вводимых Бернштейном, Аткинсон обращается к работе Ш.Б. Хэф (Shirely BriceHeath) [18] «Трэктон и Роудвилл». Стоя перед лицом богатства этнографических и лингвистических деталей, которые уже были найдены учеными, пишет Хэф, Бернштейн проявил интерес к основополагающим характеристикам кода, которые проявляются в разговорах взрослых с детьми в двух различных сообществах. Описывая исследования Бернштейна, Хэф останавливается на следующих вопросах: Какие сущностные компоненты класса, власти, бедности, работы, гендера и расы совмещаются при производстве различных культурных кодов в учебных заведениях Трэктона и Роудвилла? Почему дети Трэктона получали фантастические рассказы о невидимых друзьях и драконах на школьном дворе в качестве вознаграждения, а дети Роудвилла как наказание? Бернштейн фокусировал свое внимание на основах речевых кодов и их корнях в динамике класса, расы, гендера и власти. Он не сталкивал лбами речевые обороты двух классов, но изучал принцип контраста в кодировании, порождающем различные спецификации социальной идентификации, различные нормы мышления, различные субкультуры и различные принципы социализации и социального контроля. Позднее работы Каздена (Cazden) и Хаймса (Hymes) [19,20] показали, как важно фокусировать внимание на глубинных структурах. Эти проблемы были рассмотрены только спустя 30 лет после Бернштейна, который был первым структуралистом, пытавшимся развить эти идеи и приблизить их к социологии языка и осмыслению процесса социализации.
В труде о школьном знании, отмечает Аткинсон, Бернштейн внес тоже весьма значительный вклад в структурализм. Он проанализировал различные типы учебных планов, снова используя понятие «код». Так же, как и в работе о языке и социализации, код знания является основополагающим принципом, который формирует различия в мировоззрениях, социальной идентификации и разновидности знаний. Основные характеристики идеи Бернштейна о школьном знании берут начало в очерченном Дюркгеймом понятии границ. Бернштейн анализирует учебный план образования в терминах понятийного аппарата классификации. Идея классификации строится на прочности символических границ субъектов учебного плана. Разновидности границ и разделы учебного плана определяют последовательность, в которой предметы следует
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.