вследствие значительного роста доходов нефтяного сектора (до 9,5% от ВВП). При этом дефицит ненефтяного сектора увеличится на 1,4 процентных пункта – до 6,1% от ВВП в результате увеличения социальных расходов, повышения заработной платы государственных служащих, повышения пенсий и расходов местных органов власти.
6. В проекте республиканского бюджета на 2006 г. предусмотрен надлежащий баланс между обеспечением социальных и инфраструктурных потребностей и предотвращением дальнейшего усиления инфляционного давления. По имеющейся у сотрудников миссии информации, в 2006 г. ожидается сохранение дефицита общего правительства в ненефтяном секторе в целом на уровне 2005 г. (в процентном отношении к ВВП) при некотором снижении общего профицита бюджета (в процентном отношении к ВВП). Тем не менее, учитывая прогнозируемое дальнейшее увеличение государственных расходов на 16%, необходимо рассматривать в качестве высокоприоритетной задачи усиление контроля за эффективностью расходов – как при исполнении бюджета, так и при оценке качества предоставляемых услуг. Более того, стимулирующий эффект увеличения расходов в текущем году будет весьма ощутим и в следующем году, поэтому будет необходимо уделять повышенное внимание динамике темпов инфляции.
7. Миссия приветствует продолжение работы по пересмотру правил использования и накопления поступлений от нефтяного сектора в Национальный фонд Республики Казахстан (НФРК). Миссия поддерживает планы полного включения НФРК в бюджетный процесс. Так, миссия положительно оценивает предусмотренное направление всех поступлений от нефтяного сектора напрямую в НФРК и использование средств НФРК для финансирования дефицита ненефтяного сектора. Эти меры повысят прозрачность бюджета и должны способствовать разработке стратегии в налогово-бюджетной сфере. Следует, однако, подчеркнуть, что сами по себе эти правила не могут гарантировать обеспечение бюджетной дисциплины. Планируемый размер бюджета развития, связанный с объемами использования доходов нефтяного сектора, соответствует целям обеспечения
устойчивости дефицита ненефтяного сектора в условиях нынешних цен на нефть и перспектив ее добычи; однако в случае резкого изменения этих условий ситуация может измениться. Более того, целевое перечисление средств НФРК в бюджет развития может вызвать необоснованность в разграничении текущих расходов и расходов бюджета развития, снижая, таким образом, эффективность расходов в целом. Поэтому необходимо сохранить тот взвешенный подход к осуществлению налогово-бюджетной политики, который реализуется в последние годы.
Денежно-кредитная, валютная и финансовая политика
8. Миссия приветствует меры, предпринятые для усиления возможностей Национального банка Республики Казахстан (НБК) по управлению ликвидностью. В частности, НБК объявил о том, что с 1 октября резервные требования распространяются и на чистые внешние обязательства; в Бюджетный кодекс внесены поправки, позволяющие при необходимости проводить в будущем рекапитализацию НБК. Однако объем денежной массы остается весьма высоким (49% по состоянию на конец августа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.