Вводная лекция предмета «Системы управления химико-технологическими процессами»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

соответствии с этим в учебном пособии даны основные понятия об измерениях и измерительных приборах, регуляторах, исполнительных устройствах, отражены основные вопросы теории, расчета и проектирования систем автоматического управления химико-технологических производств.

При изложении материала предполагается, что студенты знакомы с материалами курсов «Высшая математика», «Общая физика», «Процессы и аппараты химической технологии», «Общая электротехника», и других общеинженерных и общетехнических дисциплин в объеме программы вузов химического профиля.

В зависимости от специальности и формы обучения объем дисциплины может изменяться, поэтому ведущий преподаватель в процессе обучения поясняет какие разделы учебного пособия, студенты прорабатывают полностью, какие частично, какой материал изучается самостоятельно.

Введение

Автоматизация производственных процессов неразрывно связана с такими понятиями как «система автоматического управления» или «система автоматического регулирования». Поэтому прежде всего следует дать определение понятия системы.

Под системой в широком смысле обычно понимают совокупность различных элементов, тем или иным образом связанных между собой и рассматриваемых как связное целое. Другими словами, система - это некоторый объект, обладающий целостностью или рассматриваемый как целое. Объект этот может быть материальным, но может быть также идеальным, абстрактным. В качестве самой большой системы можно рассматривать окружающий нас мир, а в качестве малой - атом вещества. Каждую систему можно рассматривать как состоящую из частей или подсистем различной сложности. В свою очередь, каждая из них состоит из подсистем разного порядка. Другими словами, можно сказать, что любой элемент материальной системы также представляет собой систему, состоящую из еще меньших элементов.

Обычно в понятие системы включают также наличие связей или отношений между ее элементами. Здесь имеется в виду, что подсистемы разных порядков и разной сложности постоянно взаимодействуют между, собой, влияют одна на другую и сами при этом изменяются.

Представление того или иного объединения элементов в качестве системы определяется целью исследования и является в какой-то мере условным. Одна и та же система может рассматриваться с разных точек зрения. Например, для пассажира автомобиль является средством передвижения, а для водителя-профессионала - объектом управления.

Вопрос о целостности системы тесно переплетается с вопросом об ее изменчивости. С одной стороны, абсолютно неизменная система была бы вообще недоступна наблюдению, ибо она не взаимодействовала бы с системами других порядков и не давала бы ответов на воздействия исследователя. С другой стороны, всегда приходится решать, в какой степени

Похожие материалы

Информация о работе