Путевая блокировка и авторегулировка. Исследование двухсторонней автоблокировки системы ГТСС: Методические указания к лабораторной работе П-9 по курсу «Автоматика и телемеханика на перегонах», страница 2

· смена направления выполняется в три такта, причем реле направления станции приема может стать в положение «отправление» только от батареи другой станции и после переключения на ней контактов поляризованного якоря реле СН из положения «отправление» в положение «прием».

Смена направления производится нажатием кнопки НСН на станции Б, установленной на прием. Вспомогательное реле НВ срабатывает при свободном перегоне (реле НКП и НПКП включены) и отсутствии вспомогательного режима (реле НВСН выключено).

Контактами реле НВ изменяется полярность питания в цепи Н-ОН, что приводит к перебросу поляризованного якоря реле ЧСН на станции А. Станция А переходит из положения «отправление» в положение «прием».

Цепь контроля перегона К-ОК не получает питания – батарея станции А отключена реле ЧСН1. Реле НКП станции Б выключается с выдержкой времени, равной 0,15с.

Контактами реле ЧСН1 станции А также выключается реле ЧВ и в цепь Н-ОН включаются согласно две батареи, что способствует надежной работе всех перегонных реле направления Н.

Отпускание якорей реле НКП и его повторителей НВКП и НПКП приводит к срабатыванию реле НСН, т.е. установке станции Б в положение «отправление». Одновременно реле НСН1 подает питание в цепь К-ОК, что приводит к срабатыванию реле ЧКП на станции Б, ранее установленной на прием. Цикл работы схем закончился.

Для смены направления при повреждении рельсовых цепей на перегоне используется вспомогательный режим. С участием одновременно двух дежурных по станции производится нажатие опломбированных кнопок: ЧОВ на станции Б и ЧПВ на станции А.

Нажатие данных кнопок приводит к включению соответствующих реле: ЧОВ и ЧПВ. Контактами реле ЧОВ к цепи Н-ОН подключается реле НВСН, а контактами реле ЧПВ – батарея. После срабатывания реле НВСН замыкаются цепи питания реле НВКП, НПКП, НВ и начинается цикл смены направления. С выключением реле ЧПВ (за счет разряда конденсатора) срабатывает реле ЧСН и цикл смены направления заканчивается.

Вспомогательный режим невозможен, если из пульта ДСП изъят ключ-жезл и выключено реле ЧКЖ или НКЖ. С изъятием ключа-жезла фиксируется занятость перегона и нельзя изменить направление и в основном режиме.

Рис.3

Принципиальная схема сигнальной точки проводной автоблокировки однопутного участка дана на рис.3. Реле Направления Н и его повторители 1Н и 2Н в схеме сигнальной точки выполняют важные и ответственные функции:

· переключают направление передачи информации в линейной цепи;

· изменяют расположение питающих и релейных концов рельсовых цепей;

· выключают питание светофоров неустановленного направления.

Указанные мероприятия позволяют иметь один комплект аппаратуры для работы схемы автоблокировки в обоих направлениях.

Путевые реле подключены к рельсовой цепи на выходном конце, что дает возможность осуществлять кодирование для работы АЛСН без дополнительных каналов связи между путевыми светофорами.

Линейная цепь получает питание навстречу движения поезда. Гашение огней светофоров неустановленного направления способствует повышению безопасности движения поездов.

В остальном схемы однопутной автоблокировки аналогичны схемам двухпроводной автоблокировки.

II. Рабочее место

Для выполнения лабораторной работы студенту предоставляется:

1.  Макет перегона между станциями А и Б:

2.  Пульты управления станционными сигналами и схемой смены направления;

3.  Статив с аппаратурой двухсторонней автоблокировки.

III. Методика выполнения работы

1.  Ознакомиться с назначением и размещением аппаратуры схемы двухсторонней автоблокировки.

2.  Изучить работу схемы смены направления движения. Записать функциональное назначение всех реле схемы.

3.  Включить питание макета и убедиться по индикации на пультах и табло в исправности системы двухсторонней автоблокировки. Установить назначение индикаторных ламп.

4.  Нажатием кнопки СН на станции приема изменить направление движение. Составить последовательность работы реле на станциях приема и отправления.

5.  Исследовать работу автоблокировки, для чего при установленном направлении движения открыть выходные входные светофоры и пропустить поезд, имитируя движения поезда нажатием кнопок отдельных участков пути на плане перегона. Убедиться, что автоблокировка позволяет выпускать на перегон несколько поездов.

6.  Проверить работу схемы смены направления во вспомогательном режиме, для чего при занятом перегоне из-за неисправности рельсовой цепи нажать на двух станциях соответствующие вспомогательные кнопки.

7.  Произвести перенос сигнальных показаний с одного сигнала на другой при перегорании ламп светофоров. Перегорание ламп имитировать нажатием кнопок на плане перегона.

8.  Определить неисправность в схеме при включении одного из тумблеров Т1-Т8.

IV. Содержание отчета

Отчет должен содержать:

1.  принципы построения системы двухсторонней автоблокировки ГТСС;

2.  последовательность работы реле схемы изменения направления (по указанию преподавателя);

3.  ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1.  Почему работа схемы направления разбита на такты?

2.  Как контролируется обрыв цепи смены направления?

3.  При каких условиях возможно изменение направления движения?

4.  С какой целью предусмотрено переключение приборов рельсовых цепей, линейных цепей и ламп светофоров?

5.  Укажите назначение реле ВКП и ПКП.

6.  Как производится восстановление схемы смены направления при установке обеих станций в положение «прием»?

7.  Каким образом исключается изменение направления при кратковременной потере шунта?

8.  Укажите, с какой целью производится переключение реле контроля перегона с КП и ЗП и наоборот?