Изучение систем высокоскоростной передачи сигналов технологии HDSL: Методические указания к лабораторным работам по курсах “Многоканальная связь на железнодорожном транспорте“ и “Цифровые системы передачи информации“, страница 8

Рассмотрим подробнее назначение блоков.

Интерфейс. Выполняет преобразование  сигналов от абонента в формате, согласованном с рекомендацией G.703, в сигнал  с NRZ-кодом (Not-Return to Zero) в тракте передачи  и наоборот.

Мультиплексор/демультиплексор.  Добавляет служебную информацию в непрерывный поток Е,  передаваемый со скоростью 2,048 Мбит/с, затем разделяет его на 2 потока  со скоростью 1,164 Мбит/с  и направляет в  приемопередатчик.  Тракте приема  из каждого поступающего от приемопередатчиков потока вырезаются служебные биты, а оставшиеся данные объединяются в поток Е1.

Приемопередатчики. Два приемопередатчика преобразуют двоичные сигналы от мультиплексора/демультиплексора в сигналы с  линейным кодом 2B1Q, САР-64 или CAP-128 и передают их в полнодуплексном режиме по двум парам  А и В медного кабеля. При приеме выполняется обратная операция.

Блок дистанционного питания.  HDSL модем, установленный у абонента, может дистанционно питаться током до 30-50мА (в зависимости от типа модема), напряжением 60 – 120 В.

Интерфейс V-24.  Указанный интерфейс используется  для осуществления функций управления.

Эхо-компенсатор. Одной из важнейших функций приемопередатчика является эхо-компенсация. Структурная схема приемопередатчика с блоком эхо-компенсатора приведена на рис.5.2

Рис. 5.2 Структурная схема приемопередатчика с эхо-компенсатором.

Принцип эхо-компенсации состоит в устранении мешающего сигнала собственного передатчика в тракте приема  и в уменьшении эффекта действия сигнала, отраженного от дальнего конца линии или неоднородностей линии. Цифровой сигнальный процессор (ЦСП), посылая в линию зондирующий импульс,  вычисляет величину отраженного  “тока-эхо” собственного передаваемого сигнала.  После этого процессор настраивает цифровые фильтры для имитации  “тока-эхо” как можно точнее. Имитированный  “эхо-сигнал” вычитается из принимаемого из линии сигнала. Затем  принятый сигнал может быть обработан в приемнике.

6. ПРИМЕНЕНИЕ HDSL-МОДЕМОВ

Технология HDSL обладает явными преимуществами перед другими технологиями организации цифровых трактов. В отличие от оптического волокна, коаксиального кабеля или радиолиний, системы HDSL могут быть установлены в считанные часы и имеют низкую стоимость. Они могут применяться  для:

- уплотнения абонентских линий и организации абонентского выноса (рис. 6.1);

- замены устаревших линейных трактов ИКМ-30 (рис. 6.1);

-  межстанционных связей цифровых АТС или (совместно с аппаратурой  ИКМ-30) аналоговых АТС (рис. 6.2, 6.3);

-  организации доступа к оптоволоконным трактам СЦИ или ПЦИ (рис.6.4);

-   резервирования оптоволоконного тракта (рис. 6.5).

Системы HDSL используются также для: 

-  связи локальных сетей или высокоскоростного доступа к сетям передачи данных, в том числе и Интернету;

-  соединения узлов коммутации и базовых радиостанций сотовых сетей связи.

Рис. 6.1.Схема абонентского выноса.

Рис.6.2. Схема межстанционной связи между аналоговой и цифровой АТС

Рис.6.3. Схема межстанционной связи между двумя цифровыми АТС

Рис.6.4 Схема организации доступа к волоконно-оптической сети.

Рис.6.5 Схема резервирования волоконно-оптического тракта.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.  Перечислите основные виды оборудования под общим названием xDSL.

2.  Почему оборудование с технологией кодирования 2B1Q при всех своих недостатках все же используется на сетях связи?

3.  Какими способами достигается повышение качества передачи (дальность, помехоустойчивость) в системах HDSL по сравнению с ИКМ-30?

4.  Поясните принцип действия схемы эхо-компенсации.

5.  Назовите основные области применения xDSL модемов.

Отчет по работе должен содержать:

1. Назначение  систем связи технологии HDSL и  организацию цикла передачи сигналов.

2. Виды кодов, применяемых  в системах передачи технологии HDSL, их преимущества и недостатки.

3. Схемы, поясняющие использование систем HDSL на сетях связи железнодорожного транспорта.

4. Ответ на контрольный вопрос.

Методические указания разработали:

     Глушко В.П.,

    Крючкова Т.В.,

    Навойцев В.В.