Труд как процесс и как экономический ресурс. Наука о труде и персонале. Исследование экономических и социальных проблем труда

Страницы работы

31 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

предмет и методология курса.

1. Основные понятия предмета.

2. Труд как процесс и как экономический ресурс.

3. Наука о труде и персонале

4. Исследование экономических и социальных проблем труда.

I. Основные понятия предмета.  

Социология труда исследует взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах, анализирует проблемы, которые обусловлены различием людей по таким признакам, как пол, возраст, национальность, образование, воспитание.

Предмет социологии – структура и механизм социально-трудовых отношений, социальные явления и процессы.

Цель социологического труда – исследование социальных процессов, их регулирование, управление, планирование, прогнозирование.

Потребность человека – нужда в чем-либо.

Виды:

- материальные (пища, жилье, безопасность)

- социальные (общение, совместная деятельность)

- интеллектуальные (знание, творчество)

- эстетические (красота, гармония)

- духовные (нравственные потребности)

Благо – это то, что может удовлетворить потребности человека.

Виды:

- материальные;

- социальные;

- духовные;

- интеллектуальные;

Ресурсы – то, из чего производят блага.

Они делятся на:

- природные (лес, вода);

- человеческие;

- произведенные человеком;

Норма – правило или величина, служащая для регулирования взаимоотношений между людьми и установления количества ресурсов.

Норма:

1) величина

2) правило.

Норма-правило определяет взаимоотношения.

Норма-величина – число, определяющее затраты ресурса на единицу продукции.

Капиталвсе, что является (или может стать) источником дохода человека или организации, государства.

Виды:

- природный – технологический;

- человеческий – социальный.

Эффективностьсоотношение между затратами ресурсов и полученными результатами.

Социально-экономические системы– множество межличностных и межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства. Распределения, обмена благ и ресурсов.

Рынок  - система добровольного обмена благ (без административной координации).

Организация – система двух или более человек. деятельность которых координируется в соответствии с целями организации.

II. Труд как процесс и как экономический ресурс

Как процесс он характеризуется тремя признаками:

1.  Цель труда – производство благ и ресурсов.

2.  Содержание – преобразование ресурсов.

3.  Мотив – причины, побуждающие человека трудиться.

Труд как процессэто деятельность человека по производству благ и ресурсов с целью потребления.

Виды экономических ресурсов:

- природа;

- трудовой потенциал;

- ресурсы, произведенные человеком.

Трудовой потенциал характеризует возможности участия человека в производстве и обмене благ.

III. Наука о труде и персонале

Трудовая деятельность стала объектом исследования со второй половины XIX века. Цель исследованийрациональное использование трудовых ресурсов.

Впервые Тейлор исследовал рациональность труда по пяти признакам:

1.  научный отбор;

2.  научное изучение времени рабочего и затрат на обучение рабочего;

3.  специализация рабочего;

4.  экономическое стимулирование;

5.  распределение ответственности.

Ганте изобрел ленточные графики.

Гилберт – организация рабочего места.

Вопросы, которыми занимается наука о труде и персонале:

- производительность труда

- человеческий капитал

- условия труда (шум, температура и т.д.)

- проектирование трудовых ресурсов, выбор наилучших способов организации труда, распределение работы, проектирование рабочих мест;

- нормирование труда, установление необходимых затрат по элементам производственного процесса;

- планирование численности персонала в масштабах производства;

- отбор, обучение и аттестация персонала;

- мотивация;

- формирование доходов и оплата труда.

Факторы, определяющие заработную плату:

1.  взаимоотношения в трудовых коллективах

2.  рынки труда и управление занятостью

3.  маркетинг персонала

4.  контроллинг

5.  организация управления персоналом.

Науки о труде:

Ä  физиология труда

Ä  психология труда

Ä  экономика

Ä  наука о безопасности труда

Ä    социология труда

Ä  трудовое право

Ä  наука об организации труда

Ä  экономика труда

Ä  нормирование труда

Ä  наука об управлении персоналом и т.д.

IV. Исследование экономических и социальных проблем труда

Метатеориянаука о науке, т.е. система принципов, аксиом, документов в определенной области знаний. Наиболее развитой теорией является математика.

Синергетика содействие, сотрудничество, кооперация. Этот подход рассматривается как совокупность процессов, увеличивающих производительность труда за счет коллективности и сотрудничества.

Население и трудовые ресурсы.

1. Структура и воспроизводство населения и трудовых ресурсов.

2. Структура формирования трудовых ресурсов.

3. Трудовой потенциал: показатели и сущность.

I. структура и воспроизводство населения и трудовых ресурсов

Трудовые ресурсытрудоспособная часть населения, способная производить материальные блага и оказывать услуги.

Воспроизводствопроцесс непрерывного возобновления поколения людей в результате соотношения рождаемости и смерти.

Различает три типа воспроизводства:

þ Расширенное – число рождаемости больше числа смертей.

þ Простое – число рождаемости равно числу смертей

þ Суженное – число рождаемости меньше числа смертей

Характеристики населения

1. Рождаемость и смертность – рассчитывается на 1000 человек населения и измеряется с помощью таблиц и коэффициентов (промилле)

2.  Разница между числом родившихся и умерших при положительном результате называется естественным приростом.

Коэффициент рождаемости и смертности рассчитывается по формулам:

Похожие материалы

Информация о работе