Трехмерное моделирование концепций качества, страница 2

Орбиты, которые лучше определяют Сферу качества, - это ресурсы организации, которые надо развивать для эффективного внедрения программы непрерывного улучшения качества. Эти ресурсы определяются как:

  отдельная личность (человек)

  команда

  процесс улучшения

Человек - это, конечно, самый главный строительный элемент команды и основная ценность и ресурс любой организации. Поэтому должны приниматься целенаправленные усилия по улучшению качества. Это может делаться по-разному. Целью является подчеркнуть роль человека в содействии качеству как члена команды по улучшению процесса и затем культивировать его как ресурс. Это можно сделать через развитие его коммуникационных навыков, с помощью четкого определения роли каждого человека в организации и ее процессах, через обучение его основным инструментам тотального управления качеством, через развитие личности каждого человека, например, разъясняя семь признаков высоко эффективных людей Стефана Ковея.

Команда - это следующий уровень ресурсов в области качества, который делает упор на развитии группы людей, их динамике, их взаимодействии. Трудно переоценить важность динамики команды, т.к. большинство успешных программ по улучшению качества основаны на командном анализе и принятии решения, более того, современные тенденции направлены на делегирование полномочий команде через отдельную личность. Развитие команды осуществляется по-разному. Например, базовые собрания по созданию команды, развитие коммуникационных навыков в группе, применение таких инструментов ТУК как: мозговой штурм, методика приоритетов, техника анализа и понимание консенсуса.

Рис. 2. Различные состояния консенсуса

И, наконец, процесс улучшения - это жизненно важный элемент модели, который должен быть развит и понятен всей организации, как на уровне отдельной личности, так и на уровне команды. Структура процесса улучшения должна быть хорошо определена, хотя он не обязательно должен быть жесткой официальной структурой. Классический цикл “можешь - сделай - проверь - действуй” является примером структуры непрерывного процесса улучшения, которая хотя и является простой, представляет собой структуру без определения абсолютов. Однако, даже если структура так же проста как эта, необходимо разработать и понять процесс улучшения, прежде чем ее можно использовать для осуществления реальных улучшений.

Сфера качества не должна быть сложной и загадочной. Это, однако, трехмерное изображение взаимозависимых критических элементов, которые позволяют осуществить успешное улучшение качества. Она объединяет три внутренние черты, которые помогают определить характер организации и которые нужны для начала и продолжения улучшения (ядро) с использованием тех элементов, которые должны культивироваться как ресурсы, с тем, чтобы действительно осуществить и поддерживать усилия по улучшению (орбиты). Равное внимание каждой области даст в результате “хорошо сбалансированное” усилие по улучшению.


Спираль консенсуса .

Спираль консенсуса (рис. 2) - это попытка смоделировать динамику, наблюдаемую, когда команда, состоящая из отдельных людей, приходит к согласованному решению по какому-нибудь вопросу. Модель тоже представлена в трех измерениях. Эта модель вводит понятие сходящегося и расходящегося консенсуса, а также принципы равновесия консенсуса и относительной стабильности. Эта модель может быть использована координатором группы для эмпирического измерения прогресса в процессе достижения консенсуса.