Спрос как фактор ценообразования. Свойства товара как фактор ценообразования

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

СПРОС КАК ФАКТОР ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Спрос – это реакция покупателя на цену. Взаимосвязь между ценами и покупателями определяется несколькими факторами:

1. 

Подпись: Цена

Закон спроса (по низким ценам приобретается товара больше, так как чем ниже цена, тем выше спрос). Функции взаимосвязи цены и спроса:

Первый график – для большинства товаров. Второй график для престижных товаров (насыщение рынка).

В чистом виде этот закон действует на макро уровне. На уровне конкурентного товара закон спроса определяет только базовую расстановку сил, т.е. при прочих равных условиях покупатели могут купить товара по низкой цене, чем при высокой.

Спрос в большей степени зависит от уровня дохода, т.е. от финансовой способности покупки. На спрос действует также: необходимость покупки, конкретные условия, отношения потребителя к марке. Схематично это выглядит так: с начала уровень дохода позволяет определить доступную цену товара, затем в рамках этой цены выбрать товар с учетом вторичных факторов, т.е., например, престижность товара по цене как основного показателя качества: инфляционное ожидание с целью снизить будущие расходы на относительно дорогие товары; покупка дешевых товаров первой необходимости с целью замещения более дорогих заменителей.

2.  Ценовая эластичность спроса, т.е. % изменение спроса приходящееся на каждый % изменения цены:

Где С и Ц – изменение спроса и цены во времени или переходе от одной группы потребителей к другой. С и Ц базовые или средние значения спроса и цены. Значение эластичности сравнивается с единицей или нулем.

Если Э>1, то наблюдается явление ультра эластичности; если Э=1, то это единичная эластичность; если Э<1 это явление инфра эластичности, т.е. изменение цены сопровождается значительным, пропорциональным или незначительным изменением спроса (зависит от товара). На практике наблюдается обратная зависимость между ценой и спросом, т.е. Э<0 или Э>0

Если товар не эластичен, то ценовая маневренность ограничена:

·  Снижение цены невыгодно продавцу, т.к. спрос не изменяется, а доход снижается;

·  Монопольное повышение цены до определенного уровня не отразиться на спросе, но превышение этого порога увеличивает вероятность переключения спроса, т.е. появляются заменители. Например, превышение цены на макаронные изделия вызовет спрос на картофель и хлеб. Это явление называется перекрестной эластичностью, т.е. вытеснение одного товара другим под воздействием ценовых факторов.

 

Если перекрестная эластичность больше нуля (рост цены на товар вызовет повышение спроса на другой товар) это взаимосвязанные товары. Если Эп<0 (со снижением цены одного товара растет спрос на другой товар), то это дополняющие друг друга товары или один является частью другого товара. Если Эп=0 или близка к нулю – это независимые товары.

3.  Ограниченность спроса. Если доходы покупателей ограничены в росте, то фирма не может бесконечно повышать цену на свой товар. Для условий инфляции характерна не ограниченность спроса (инфляционная спираль, рост цен вызывает рост заработной платы).

4.  Сегментация потребителей по степени чувствительности к цене. Отношение к цене не всегда определяется уровнем дохода потребителей. В среде богатых встречаются «скряги», а в среде малообеспеченных «транжиры». По отношению к цене различают:

·  Экономных покупателей, ориентированных в первую очередь на уровень цены;

·  Апатичных покупателей, для которых цены на важны, главное удобство, престижность и качество;

·  Рациональных покупателей, оценивающих покупку как по цене, так и по качеству. К таким покупателям относятся персонифицированные, для которых образ продукта более важен чем цена. Рациональность покупок зависит также от обозреваемости рынка, уровня притязаний потребителя

Похожие материалы

Информация о работе