СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Стратегический менеджмент – это теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективной деятельности фирмы.
Компоненты обратной связи:
- новые требования потребителей;
- рекламации потребителей;
- новые достижения научно-технического прогресса.
Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов.
Стратегическое управление представляет собой разработку и реализацию стратегии.
Задачи менеджера в процессе стратегического управления:
- учитывать фактор неопределенности;
- переоценивать приоритеты;
- осуществлять системный анализ внешней и внутренней среды;
- вырабатывать несколько вариантов решений и выбирать оптимальный;
- четко определить права и обязанности персонала;
- учитывать стратегии конкурентов.
Стратегическое управление можно представить как систему следующих факторов:
1. продуктовая стратегия;
2. стратегия маркетинга;
3. конкурентная стратегия, направленная на:
- снижение издержек производства
- повышение качества продукции
- проведение ценовой политики;
4. инновационная стратегия;
5. стратегия капиталовложений;
6. стратегия развития, которая направлена на обеспечение устойчивого развития фирмы;
7. внешнеэкономическая стратегия, которая определяет деятельность фирмы за рубежом;
8. организационная стратегия, которая определяет правила и процедуры внутри организации.
Методы стратегического управления:
Метод стратегического управления в долгосрочном режиме времени.
Общая схема управления посредством выбора стратегических позиций:
Имеется внешняя среда с уровнем нестабильности Е1. При этом уровне возможен ряд стратегий от S′0 до S′n. Фирма анализирует этот ряд и выбирает стратегию S′f. Данная стратегия зависит от функциональных возможностей C′f (НИОКР, производство, маркетинг) и управленческих возможностей C′m.
При изменении факторов внешней среды до уровня нестабильности Е2 наилучшими стратегиями будут S20 – S2n. В результате фирма должна будет не только перейти к стратегии S2f, но и располагать возможностями C2f и C2m.
Таким образом, планирование стратегии требует планирования потенциала фирмы.
Метод стратегического управления путем ранжирования стратегических задач.
Стратегическая задача – часть стратегии развития предприятия, направленная на обеспечение определенной подцели.
Большое количество стратегических задач, стоящих перед менеджерами, необходимо идентифицировать и классифицировать.
Категории стратегических задач:
1. самые срочные и важные для функционирования предприятия;
2. важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в следующий плановый период;
3. важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
4. задачи, не стоящие рассмотрения центральным руководством.
Метод стратегического управления по слабым сигналам.
Слабые сигналы – ранние, неточные признаки наступающих изменений.
Данный метод предполагает:
- наблюдение за слабыми сигналами;
- сбор и анализ информации из внешней среды;
- создание аналитических групп и отделов.
Метод управления в условиях стратегических неожиданностей.
Стратегические неожиданности – это те проблемы, которые не поддаются идентификации.
При их возникновении каждая фирма должна разработать систему чрезвычайных мер:
- создается специальная коммуникационная сеть, которая фильтрует информацию и оперативно передает ее по всем структурам фирмы;
- на время чрезвычайного положения перераспределяются обязанности высшего руководства: одна группа занимается контролем и сохраняет моральный климат в коллективе, другая – ведет обычную работу, третья – принимает чрезвычайные меры;
- вводится сеть оперативных групп, создаваемых из высшего и низшего руководства;
- оперативные группы организуются заранее, проходят обучение и испытание.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
Базовые (эталонные) стратегии
по Ансоффу |
1. способы обеспечения роста 2. рыночная дифференциация 3. продуктовая дифференциация |
по Ламбену |
1. интенсивный рост 2. интегрированный рост 3. диверсификационный рост |
по Котлеру |
1. интенсивный рост 2. интеграционный рост 3. диверсификационный рост |
по Мескону |
1. ограниченный рост 2. рост 3. сокращение (стратегия «последнего» средства) 4. сочетание классов стратегий |
по Портеру |
1. лидерство в области затрат 2. дифференцирование 3. концентрация на сегменте |
по Виханскому-Наумову |
1. концентрированный рост 2. интегрированный рост 3. диверсификационный рост 4. сокращение |
Все предложенные стратегии сгруппированы следующим образом:
I. стратегия интенсивного (концентрированного) роста
II. стратегия интеграционного (интегрированного) роста
III. стратегия диверсификационного (диверсифицированного) роста
IV. стратегия сокращения.
стратегия интенсивного (концентрированного) роста:
Основные направления:
1. усиление позиций на рынке
2. развитие рынка
3. развитие продукта.
1. усиление позиций на рынке (проникновение, глубокое внедрение)
Действия:
· развитие первичного спроса – характерно для фирмы-лидера.
Данная стратегия увеличивает размер рынка путем:
- привлечения новых потребителей;
- побуждения покупателей к более частому использованию товара;
- обнаружения новых возможностей использования товара.
· увеличение своей доли рынка – характерно для стадии зрелости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.