Определение точки, в которой величина затрат на произ­водство и сбыт продукции равна выручке от продаж

Содержание работы

Пример 1.

Предприятие планирует произвести и реализовать на рынке 1300 набо­ров мягкой мебели (#). Затраты (3) на выпуск одного набора составят 10 500 руб., на весь выпуск — 13 650 тыс. руб. Переменные расходы (ПР) на выпуск одного набора составят 9000 руб., а на весь выпуск — 11 700 тыс. руб. Постоянные затраты (ПЗ) для всего выпуска составят 1950 тыс. руб. Отпускная цена (Ц) планируется в размере 14 500 руб., выручка от продаж (В) - 18 850 тыс. руб.

На основании этих данных строится график для определения ТКОП на­боров мягкой мебели (рис.), из которого видно, что разность между выручкой от продаж и переменными расходами (или сумма постоянных затрат и при­были (Р)) представляет собой маржинальный доход предприятия (МД).

График позволяет определить точку, в которой величина затрат на произ­водство и сбыт продукции равна выручке от продаж. Это точка критического объема производства (ТКОП), при котором предприятие покрывает все свои расходы или получает заданную минимальную прибыль (порог прибыли). В левой области от ТКОП предприятие находится в зоне убытков, в правой — в зоне прибыли.

18 850


13650

11700

10000


Выручка от продаж, тыс. руб.

Ч 355                                                        1300          |0бъем

продукции, шт.

Рис. График определения точки критического объема продукции 40       ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ


Судя по графику, критический объем производства наборов мягкой мебе­ли составляет 355 штук. Таким образом, зона убытков занимает около одной трети (355 :1300 х 100 = 27,3%) максимального объема продаж. Эти данные — ориентир изготовителю мебели для определения оптимальной краткосрочной производственной программы и формирования портфеля заказов.

Второй алгебраический способ решения проблемы использует мо­дель формирования финансового результата по методу СУР, суть ко­торого определяется исчислением прибыли (Р) как разницы между объемом продаж, суммой переменных расходов и суммой постоянных затрат:

Р=Цх#-Щ>ух#-ПЗ или Р=(Ц-ПРу)х<7-ПЗ.     (32)

Поскольку в точке критического объема сумма прибыли равна нулю (нулевой вариант), получим уравнение:

(Ц - ПРУ) х # = ПЗ.                                                                                              (33)

Так как разница (Ц - ПРу) представляет собой маржинальный доход на одно изделие (МДу), формула примет вид:

МДух<7 = ПЗ.                                                                                                      (34)

Таким образом, точка критического объема производства (<7ТКОп) равна:

<7ткоп-ПЗ:МДу.                                       (35)

На основе уравнения (35) менеджер может разработать комплекс управленческих решений.

Пример 2.

Используя данные примера 1, можно решить ряд вопросов.

1. При каком объеме наборов мягкой мебели (^) фирма достигнет по­крытия общих затрат (3).

В соответствии с формулой (33):

(14,5 - 9,0) х^ = 1950;

5,5 х^ = 1950;

#1 = 1950 : 5,5 = 355 шт.

Таким образом, предприятие достигает порога прибыли при объеме сбы­та 355 наборов мягкой мебели.

Критический объем реализации при этом равен:

14 500 руб. х 355 шт. = 5147,5 тыс#руб., что составляет 27,3% от всей вы­ручки.

41

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


***


Похожие материалы

Информация о работе