метрополитен, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций, а также подъездные пути предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения. Внутрицеховые, шахтные средства транспортировки (электровозы, вагонетки и т.п.), связанные с технологическим процессом, не относятся к железнодорожному транспорту. Нарушение правил их эксплуатации, повлекшее соответствующие последствия, является нарушением правил охраны труда и влечет ответственность по статье 306.
Воздушный транспорт охватывает всю гражданскую авиацию и средства воздухоплавания независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (самолеты, вертолеты, аэропорты, аэродромы и т.п.).
Под водным понимается как морской, так и речной транспорт. К нему относятся, в частности, пассажирские и грузовые суда, танкеры, самоходные баржи, портовые сооружения и т.п.
3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, наступлении последствий в виде тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения (см. коммент. к ст.ст. 147 и 149) либо ущерба в особо крупном размере (см. ч. 1 примеч. к разд. X) и наличии причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.
Рассматриваемая статья имеет бланкетную диспозицию. Для тот, чтобы определить, имело ли место нарушение соответствующих правил, необходимо обратиться к отраслевым нормативным актам, устанавливающим правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств того или иного вида. Условно их можно подразделить на три группы: правила безопасности движения, правила безопасности эксплуатации и правила допуска лиц к работе на транспорте. Правила безопасности эксплуатации транспорта устанавливают порядок эксплуатации как самих транспортных средств, так и систем и агрегатов, которые обеспечивают их безопасную работу. В каждом конкретном случае должно быть установлено, какой пункт тех или иных правил нарушен виновным.
Под нарушением правил понимается как бездействие, выразившееся в невыполнении виновным предписаний нормативных актов по безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, так и действия, противоречащие указанным правовым предписаниям. При бездействии уголовная ответственность наступает только в том случае, когда на лицо была возложена обязанность выполнять предусмотренные правилами действия, и оно могло их выполнить. Если инструкциями такая обязанность не предусмотрена, уголовная ответственность по данной статье исключается.
Решая вопрос о наличии причинной связи между нарушением соответствующих правил и наступившими последствиями, необходимо учитывать, что последние могут быть обусловлены деяниями нескольких лиц, одно из которых создает опасную обстановку, а второе, неверно оценив ее, совершает
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.