сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым. Таким образом, нормы общей защиты теперь относятся ко всем лицам, затронутым вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся они к покровительствуемым лицам, как это определено в статье 4 четвертой Женевской конвенции, или нет. Эти нормы касаются как граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории стороны, участвующей в конфликте, а также граждан государств, не подписавших Женевские конвенции и Дополнительный протокол I, которые оказались на этой территории.
Гражданские лица пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, «за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях» (и. 3 ст. 51 Дополнительного протокола I).
9. К иным лицам, пользующимся во время военных действий международной защитой, относятся лица, которые в соответствии с нормами международного гуманитарного права оказывают помощь жертвам войны или выполняют иные функции. Например, журналисты в опасных профессиональных командировках в районах вооруженных конфликтов (ст. 79 Дополнительного протокола I), персонал организаций гражданской обороны (ст. 62 Дополнительного протокола I), персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи (ст. 71 Дополнительного протокола I), персонал гуманитарных организаций, таких как Международный Комитет Красного Креста и др.
10. Статья 135 устанавливает уголовную ответственность за следующие альтернативные деяния:
1) принуждение лиц, пользующихся во время военных действий международной защитой, к службе в вооруженных силах противника (ч. 1);
2) принуждение их к переселению (ч.1);
3) лишение их права на независимый и беспристрастный суд (ч.1);
4) ограничение права этих лиц на защиту в уголовном судопроизводстве (ч-1);
5) причинение им тяжких телесных повреждений (ч. 2);
6) истязание их (ч. 2);
7) проведение над ними, даже с их согласия, медицинских, биологических и других экспериментов (ч. 2);
8) использование их для прикрытия своих войск или объектов от военных действий (ч. 2);
9) захват и удержание таких лиц в качестве заложников (ч. 2);
10) угон гражданского населения для принудительных работ (ч. 2);
11) умышленное убийство указанных лиц (ч. 3).
11. Принуждение к службе в вооружеингях силах противника. Источником данного уголовно-правового запрета являются, например, положения статьи 51 четвертой Женевской конвенции 1949 г., которая запрещает принуждать покровительствуемых лиц к службе в вооруженных или вспомогательных силах оккупирующего государства.
Принуждение к службе в вооруженных силах противника выражается в склонении лица, пользующегося во время военных действий международной защитой, к службе в вооруженных силах государства, являющегося в вооруженном конфликте противником государства, гражданином (подданным) которого оно является. Данные действия заключаются в различных способах психологического и физического давления, включая в соответствии со статьей 51 четвертой Женевской конвенции 1949 г. и пропаганду «в пользу добровольного поступления в армию*.
Преступление может совершаться только во время международного вооруженного конфликта независимо от того, где находится театр военных действий, является территория оккупированной или нет и к службе в каких вооруженных силах принуждается лицо (собственных, государства-союзника
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.