Выбираем сечение жёсткого шинопровода на напряжение 10 кВ. Предполагаем, что сборные шины будут располагаться в вершинах прямоугольного треугольника с расстояниями между фазами aх= ay=0,8 м и пролётом l=2 м. Ток рабочий нормального режима одной шины:
кА.
Ток максимального режима:
кА.
Принимаем шины коробчатого сечения, алюминиевые 2(175×80×8) мм, высота h=175 мм; ширина полки b=80 мм; толщина шины c=8 мм; сечение (2×2440) мм2; Wy0-y0=250 см3; Wy-y=25 см3; Jy0-y0=2190 см4; Iдоп=6430 А, [4, табл. 7.6].
Условие выполняется.
Проверим шины на термическую стойкость.
Определяем температуру шин до к.з.:
°С.
По кривой рис. 3-46, [6], определяем fн=57,1°С.
°С.
По кривой рис. 3-46, [6], определяем °С, что значительно меньше допустимой температуры для алюминиевых шин 200°С.
Проверим шины на механическую прочность. Определим частоту собственных колебаний конструкции при взаимодействии шинной конструкции в горизонтальной плоскости:
Гц.
Т.к. f0>200 Гц, то расчёт можно вести без учёта колебательного процесса в шинной конструкции.
Учитывая то, что сборные шины располагаются в вершинах прямоугольного треугольника, напряжение в материале шин от воздействия между фазами определяется по формуле, [6, табл. 4-4]:
МПа.
Сила взаимодействия между швеллерами:
Н/м.
Напряжение в материале шин от действия силы fп:
МПа.
Условие (5.9) выполняется: .
Выбор гибких токопроводов на стороне 10 кВ. Выбор гибких токопроводов производится по экономической плотности тока:
.
Выбранные гибкие токопроводы проверят:
– по длительно допустимому току;
– по термическому действию тока к.з.;
– по электродинамическому действию тока к.з. (проверка на схлёстывание проводов).
Сближение гибких токопроводов при протекании токов к.з. может быть определено следующим образом. Усилие от длительного протекания тока:
, (5.11)
где D – расстояние между фазами, м, [6, с.244].
Определяется сила тяжести 1 м токопровода, Н; g=9,8·m, где m – масса одного метра токопровода.
Задаваясь стрелой провеса h, определяют параметр , где tэк - эквивалентное по импульсу время действия быстродействующей защиты, с. Для цепей генераторов и трансформаторов:
, (5.12)
где tз – действительная выдержка времени защиты от токов к.з., принимаем равным 0,1 с;
0,05 – учитывает влияние апериодической составляющей.
Максимальная стрела провеса h зависит от пролёта, натяжения проводов, минимально допустимого расстояния до земли, условий монтажа и других факторов.
По диаграмме [6, рис. 4-9] в зависимости от f/g и определяют отклонение проводов b, м, и угол α.
Найденной значение b сравнивают с максимально допустимым:
, (5.13)
где d – диметр токопровода;
aдоп – наименьшее допустимое расстояние в свету между соседними фазами в момент их наибольшего сближения, [6, с. 245].
Если окажется, что b>bдоп, то необходимо уменьшить стрелу провеса или увеличить расстояние между фазами.
Выбираем сечения токоведущих частей 10 кВ по экономической плотности тока.
Ток нормального рабочего режима:
кА.
Ток максимального режима:
кА.
Тогда:
мм2.
Принимаем два несущих провода АС-600/72, тогда сечение алюминиевых проводов должно быть:
мм2.
Число алюминиевых (токоведущих) проводов А-600:
.
Принимаем токопровод 2×АС-600/72+4×А-600 диаметром d=160 мм, расстояние между фазами D=3 м.
Проверяем токопровод по допустимом току:
, условие выполняется.
Пучок гибких голых проводов имеет большую поверхность охлаждения, поэтому проверка на термическую стойкость не производится.
Проверяем токопровод по условиям схлёстывания. Сила взаимодействия между фазами:
Н/м.
Сила тяжести одного метра токопровода с учётом массы колец 1,6 кг, массы 1 м провода АС-600/72 – 2,17 кг, провода А-300 – 1,62 кг, [4, табл. 7.33, табл. 7.35]:
Н/м.
Определяем:
с;
.
По диаграмме, [6, рис. 4-9], для значения f/g=14,5/121,7=0,12 находим b/h=0,04, откуда b=0,04·2,5=0,1 м.
Допустимое отклонение фаз:
м.
Схлёстывания не произойдёт, т.к. b<bдоп.
Выбор изоляторов. Жёсткие шины крепятся на опорных изоляторах, выбор которых производится по следующим условиям:
– по номинальному напряжению Uуст ≤ Uном;
– по допустимой нагрузке Fрасч≤Fдоп,
где Fрасч – сила, действующая на изолятор;
Fдоп – допустимая нагрузка на головку изолятора.
, (5.14)
где Fразр – разрушающая нагрузка на изгиб, [4, табл. 5.7].
При расположении шин в вершинах треугольника, [6, табл. 4-4]:
, (5.15)
где kh – поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена «на ребро»:
; , (5.16)
где Hиз – высота изоляторов, мм, [4, табл. 5.7].
Выбор изоляторов на стороне 10 кВ. Принимаем опорный изолятор типа ИОР-10-3,75УХЛ с Fразр=3,75 кН, Hиз=120 мм.
Поправка на высоту коробчатых шин:
мм;
.
Расчётная сила:
Н.
По табл. 5.7, [4], Fразр=3750 Н. Тогда:
Н.
Условие выполняется.
Кабели выбираются:
- по напряжению установки Uуст < Uном;
- по экономической плотности тока Fэ = Iнорм/jэк;
-по допустимому току Imax < Iдоп,
где Iдоп - длительно допустимый ток с учётом поправок на число рядом проложенных в земле кабелей (k1) и температуру окружающей среды (k2).
, (5.17)
Поправочные коэффициенты k1, k2 и допустимый ток находятся по справочникам или ПУЭ.
Выбранные кабели проверяются на термическую стойкость. Минимальное сечение по термической стойкости:
, (5.18)
где Вк - импульс квадратичного тока короткого замыкания, кА2·с, (см. п. 4);
С - функция, значения которой приведены в таблице 3-13, [6], А·с1/2/мм2.
Выберем кабель, питающий ТСН.
А.
Экономическое сечение кабеля:
мм2.
Выбираем кабель АСБ-3×25 с Iдоп. ном=90 А.
Проверяем кабель по допустимому току с учётом поправочных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.