ПЛАН УРОКА
Раздел 4 Машиностроительное черчение
Тема 4.3 Винтовые поверхности и изделия с резьбой
Занятие 38
ТЕМА УРОКА. Резьба, ее графическое изображение и обозначение на чертежах деталей
Вид занятия – комбинированный урок с применение метода проектов. Тип урока – изучение нового материала.
Цели урока: Образовательные:
- изучить виды стандартных резьб их обозначение и изображение на чертежах деталей согласно ГОСТ 2.311-68;
Задачи урока:
- дать исторические сведения о создании винтовой линии;
- дать представление о способах образования винтовой линии на поверхности детали;
- познакомить со стандартным режущим инструментом для изготовления резьб ( метчик и плашка) и инструментом для их измерения (штангенциркуль и калибр, резьбомер);
- показать связь изучаемого материала с практическим применением в конструкциях машин и механизмах и быту, а так же с использованием данного материала в дальнейшей профессиональной деятельности-
- показать взаимосвязь функциональных свойств резьбы от формы ее профиля;
- выявить причину многообразия существующих резьб;
- классифицировать виды существующих резьб по их назначению, по форме профиля, по виду поверхности, по расположению и т.д.;
- научить сравнивать виды резьб по их профилю.
Развивающие:
- формирование самостоятельности студентов в познавательной деятельности, создание творческих отчетов и опорного конспекта;
- развивать мышление через исторические факты развития техники;
- развитие научного кругозора.
Воспитательные:
-воспитывать внимание, повышать интерес к изучаемому предмету;
- учить общаться со сверстниками, с преподавателями, овладевать коммуникативными умениями;
- развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
- учить вести диалог и проводить публичную защиту своей работы.
Методические:
- внедрение метода проектов в образовательный процесс;
- использование информационных технологий обучения;
- использование опорного конспекта с целью активизации обучения.
Оборудование урока:
- компьютер, экран для презентации изучаемого материала;
- карточки программированного опроса;
- модели стандартных резьб;
- стандартные инструменты для изготовления резьбы (метчик и плашка) и их измерения (штангенциркуль и калибр, резьбомер);
- модель запорного устройства в разрезе, как образец различного применения резьб;
- учебники, справочники, стандарты;
- карточки опорного конспекта.
Ход урока
Элементы занятия |
Методы проведения |
Краткое содержание (вопросы, виды деятельности) |
Продолжительность, мин. |
Форма организации деятельности студентов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 Организационный момент |
Репродуктивные |
Проверка присутствующих, контроль готовности оборудования и студентов |
3 |
Групповая |
2 Актуализация опорных знаний и умений |
Диалогические, фронтальный опрос |
Разобрать пример выполнения чертежа детали с целью осмысления изученного материала и связи его с новой темой, смотри Вопросы по теме «Изображения» |
10 |
Групповая |
3 Мотивация к применению знаний в конкретной ситуации |
Репродуктивные |
Выявление проблемы изображения резьбы, как винтовой линии на чертежах деталей, а так же ее обозначения. Исследование взаимосвязи применения резьбы от формы ее профиля. Задание для студентов: Оформление опорного конспекта |
5 |
Групповая |
4 Изучение нового материала |
Репродуктивные, наглядные, словесные |
1 Защита проектов по направлениям 1.1 Исторические сведения о создателе винтовой линии, применение ее в конструкциях первых машин и в современных условиях; 1.2 Образование винтовой линии, виды поверхностей на которых ее получают. Современные способы изготовления резьбы; 1.3 Виды крепежных резьб, их профиль, обозначение и измерение. 1.4 Виды кинематических (ходовых) резьб, их профиль, обозначение и измерение; 1.5 Графическое изображение резьбы на чертежах деталей согласно ГОСТ2.311-68 1.6 Обобщение и классификация резьб 2 Работа с опорным конспектом 2.1 Обобщить изученный материал и заполнить таблицу классификации стандартных резьб 2.2 В таблице опорного конспекта заполнить графу «Измерение и обозначение» 2.3 Выполнить изображение резьбы на чертежах деталей, смотри рисунок 1 и 2 |
35 |
Групповая |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 Закрепление изученного материала |
Диалогические |
Повторить новые термины и дать определения: 1 Как графически изображают резьбы на чертежах деталей?. Ответ. Сплошной основной линией по вершинам и тонкой линией по впадинам. 2 В каких единицах измерения и как определяется размер метрической резьбы? Ответ. В миллиметрах по наружному диаметру 3 Что называется шагом резьбы? Ответ. Расстояние между двумя одноименными точками 4 Как обозначается метрическая резьба? Запишите пример обозначения метрической резьбы с наружным диаметром 20мм и крупным шагом. Ответ. М20 5 Какая резьба измеряется в дюймах?. Ответ. Трубная 6 Какой буквой обозначается трубная цилиндрическая резьба?. Ответ. G 7 Что измеряют для определения размера трубной резьбы? Ответ. Диаметр условного прохода отверстия трубы. 8 Запишите обозначение трапецеидальной резьбы с наружным диаметром 40мм и шагом 5мм. Ответ. Tr 40 х 5 9 Какой буквой обозначается упорная резьба? Ответ. S 10 Как обозначается прямоугольная резьба? Ответ. Так как резьба не стандартизована, при ее обозначении проставляют размеры наружного и внутреннего диаметров, шаг и размер ширины канавки. |
15 |
Групповая |
6 Контроль усвоения знаний |
Дифференцированная тестовая работа |
Программированный опрос. Раздать карточки программированного опроса по теме «Изображения» и «Резьба». Проверить результаты. |
10 |
Индивидуальная |
7 Домашнее задание |
Репродуктивный |
С.К.Боголюбов. Черчение.- М.: Машиностроение,1989. гл.29,30,31 В конспекте выполнить по размерам в масштабе 1:1 чертеж детали с метрической резьбой наружным диаметром d=20мм крупным шагом , смотри опорный конспект рисунок 1 и 2. |
2 |
Групповая |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.