Уравнение метода сил для один раз статически неопределимой балки
и
вычислим,
перемножая соответствующие эпюры изгибающих моментов по правилу Верещагина.
Х1 – изгибающий момент в поперечном сечении балки над опорой В найдём из уравнения метода сил:
Рисунок 6 – Расчётные схемы и эпюры изгибающих моментов
к раскрытию статической неопределимости балки
Эпюру
изгибающих моментов в заданной статически неопределимой балке (так называемую
окончательную эпюру Мр ) получим, суммируя эпюру с «исправленной» единичной эпюрой
.
Выполняем деформационную проверку решения, подтверждающую, что взаимный угол поворота поперечных сечений в эквивалентной системе над опорой В отсутствует, т.е выполняется условие эквивалентности в методе сил.
Перемножение эпюр здесь выполнено по готовым формулам.
2.
Для определения заданных прогибов ,
и угла поворота
сечения
В строим эпюры изгибающих моментов
в той
же основной системе метода сил от единичных сил
и
единичного момента
, соответственно, при этом эпюру
построим для двух вариантов третьего
единичного состояния.
Для удобства перемножения эпюр расположим эпюру Мр и соответствующие единичные эпюры на одном рисунке 7.
3.
Прогибы и угол поворота найдём, «перемножая» эпюру Мр на
эпюры .
Перемножение эпюр выполним здесь по готовым формулам, поэтому на всех эпюрах пролёта ВС с равномерно распределённой нагрузкой приведём значения посередине соответствующих участков.
Используя 1-й вариант третьего единичного состояния, получим
Для 2-го варианта третьего единичного состояния
Получен тот же результат, что и для 1-го варианта, что лишний раз подтверждает правильность раскрытия статической неопределимости.
Положительные
значения перемещений ,
,
указывают, что они направлены в сторону единичных сил
,
т.е. вниз, а
– в
сторону единичного момента
, т.е. против хода
часовой стрелки.
Рисунок 7 – Эпюры изгибающих моментов грузового
состояния
статически неопределимой балки и единичных состояний основной системы
Пример 2. Определить возможные
перемещения узлов (линейные и угловые) статически неопределимой рамы (рисунок 8).
Рисунок 8 – Расчётная схема статически неопределимой рамы
Анализируя типы опорных связей и способы их наложения, видим, что жёсткие узлы рамы 2 и 3 могут поворачиваться независимо друг от друга и перемещаться в горизонтальном направлении на одну и ту же величину.
Обозначим угловые перемещения: узла 2 – Δ1Р, узла 3 – Δ2Р и линейное горизонтальное перемещения этих узлов – Δ3Р.
В результате раскрытия статической неопределимости этой рамы методом сил [4] была получена эпюра изгибающих моментов грузового состояния МР (рисунок 9). Правильность решения подтверждена деформационной проверкой, в основе которой – определение перемещений в эквивалентной статически определимой системе.
Рисунок 9 – Эпюра изгибающих моментов грузового состояния МР
Для определения перемещений Δ1Р, Δ2Р, Δ3Р используем ту же основную систему метода сил, что и при раскрытии статической неопределимости.
Единичное состояние основной системы, соответствующее углу поворота Δ1Р, представлено на рисунке 10.
Угловое перемещение узла 2
Рисунок 10 – Единичное состояние основной системы
для определения Δ1Р
Единичное состояние основной системы, соответствующее углу поворота Δ2Р, представлено на рисунке 11.
Угловое
перемещение узла 3
Рисунок 11 – Единичное состояние основной системы
для определения Δ2Р
Линейное
перемещение Δ3Р узлов 2 и 3 найдём,
рассматривая два варианта единичного состояния, прикладывая в узле 2 (рисунок 12) и в узле 3
правой части основной системы (рисунок 13).
Рисунок 12 – 1-й вариант единичного состояния основной системы для определения Δ3Р
В этом случае получим:
Рисунок 13 – 2-й вариант единичного состояния основной системы для определения Δ3Р
Используя
этот вариант эпюры , получим::
Незначительное расхождение значений Δ3Р при двух вариантах 3-го единичного состояния объясняется вычислительной погрешностью, обусловленной принятой точностью представления значений эпюры МР.
Относительная «невязка» полученных значений составляет
.
Если принять большую точность – до пяти значащих цифр (что в инженерных расчётах излишне), то расхождение значений будет ещё меньше.
Как увидим далее, такие же значения перемещения получим при расчёте этой же рамы методом перемещений [5], в котором за неизвестные принимаются именно перемещения узлов:
Z1=42,353/EI=Δ1P; Z2=54,588/EI=Δ2P; Z3=244,706/EI=Δ3P.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дарков, А.В. Строительная механика: учебник для вузов / А.В. Дарков,
Н.Н. Шапошников. – 9-е изд., испр. – СПб. Лань, 2004. – 655 с.
2. Руководство к практическим занятиям по курсу строительной механики: Статика стержневых систем. Учеб. пособие для строит спец. вузов / Под общ. ред. Г.К. Клейна. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1980, – 384 с.
3. Определение перемещений в плоских статически определимых стержневых системах: Методические указания по курсу «Строительная механика» / Сост. В.С. Симонов, С.В. Макаренко. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2009. – 19 с.
4. Расчёт статически неопределимых плоских рам методом сил: Методические указания по курсу «Строительная механика» / Сост. В.С. Симонов, Г.С. Лейзерович – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2009, – 17 с.
5. Расчёт статически неопределимых плоских рам методом перемещений: Методические указания по курсу «Строительная механика» / Сост. В.С. Симонов, Г.С. Лейзерович – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2009, – 17 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.