Эксплуатация скважин, оборудованных установками электроцентробежных насосов, страница 4

Электродвигатели заполняются маслом МА-ПЭД с пробивным напряжением не менее 30 КВ.

Предельная длительно допустимая температура обмотки статора практически для всех двигателей равна 160*С. и лишь для электродвигателей диаметром корпуса 103мм. она немного выше – 170*С.

Двигатель состоит из одного или трёх электродвигателей – верхнего, среднего и нижнего мощностью от 63 до 35560 КВт., и протектора.

Комплект электродвигателя – статор, ротор, головка с токовводом и корпус.

Статор представляет собой трубу, в которую запрессован магнитопровод из листовой технической стали. Обмотка – однослойная, протяжная, катушечная, фазы соединены в звезду.

Расточка зависит от  диаметра корпуса. При диаметрах в 103, 117, 123 и 1300 мм. расточка составляет соответственно 50, 60, 64 и 68мм.

Ротор электродвигателя, в состав которого входят вал, сердечники, радиальные опоры и втулка -  короткозамкнутый, многосекционный.

Вал изготавливается из высокопрочной стали со специальной отделкой поверхности и пустотелый. В центральные отверстия валов верхнего и среднего двигателей ввинчены две гайки, между которыми помещен шарик. Его функция – перекрыть слив масла при монтаже.

Сердечники ротора выполняются из листовой электротехнической стали. В их пазы укладываются медные стержни, сваренные по торцам с короткозамыкающими кольцами. Набор сердечников по валу чередуется радиальными подшипниками, и фиксируются с одной стороны – разрезным вкладышем, а с другой – пружинным кольцом.

Втулка начинает работать лишь при РАБОТЕ? электродвигателя и служит для смещения подшипников.

Головка представляет собой сборочную единицу, которая монтируется над статором, в верхней части электродвигателя. В ней располагается узел  упорного подшипника из пяты и подпятника, крайние радиальные подшипники ротора и токоввод – для несекционных двигателей. Если двигатель секционный – применяется узел электрического соединения. Если расшифровать, то ввод – это просто изоляционная колодка, в пазы которой вставлены кабели и наконечниками.

Узел соединения сложнее. В нём обмотки верхнего, среднего и нижнего двигателей соединяются при помощи выводных кабелей с наконечниками и изоляторов, закреплённых в головках и корпусах торцов секционирования.

Отверстие род пробкой служит для закачки масла в протектор при монтаже двигателя. В корпусе под статором расположены радиальный подшипник ротора и ещё несколько пробок. Через них закачивают и сливают масла, причём в этом типе корпуса имеется фильтр для очистки   этих масел.

Для контроля технологических параметров скважин, оборудованных установками с центробежными насосами, и защиты погружных агрегатов от аномальных режимов работы оборудуется термоманометрическая система.

ТМС-3 состоит из скважинного преобразователя, трансформирующего давление и температуру в частотный электросигнал, и наземного прибора, несущего функции блока питания, усилителя – формирователя сигналов и управления режимом по давлению и температуре.

Скважинный преобразователь давления и температуры (ПДТ) выполнен в виде герметичного цилиндрического контейнера. Устанавливается он в нижней части электродвигателя, а подключается к нулевой точке его статорной обмотки.

Наземный прибор устанавливается в комплектное устройство ШГС, формирует сигнал на её отключение выключение насоса в случае перегрева жидкости или   снижение давления жидкости на приёме насоса ниже допустимого. В качестве линии связи и питания скважинного преобразователя используется силовая сеть питания погружного электродвигателя.

                     Защита погружных электродвигателей.

Гидрозащита погружных электродвигателей предназначена для предотвращения попадания пластовой жидкости внутрь, компенсации изменения объёма масла от температуры электродвигателя и передачи крутящего момента от его вала к валу насоса.

Основной тип – гидрозащита открытого типа. В нём применяется специальная барьерная жидкость плотностью до двух граммов на кубический сантиметр с особыми физико-механическими свойствами. Эти свойства должны полностью исключать её перемешивание с пластовой жидкостью в скважине и маслом в полости двигателя.