I. Обзор аварийности на трубопроводах
Ежегодно на магистральных нефте-, нефтепродукто- и газопроводах происходит около 80 аварий, связанных с нарушением герметичности и вытеканием транспортируемой продукции.
Главные причины аварий:
1) коррозия - 65-70%;
2) строймонтажный и заводской брак - 10-15%;
3) механические повреждения при эксплуатации - 10%;
4) другие причины - 5%.
За рубежом коррозийные аварии составляют - 35-40%.
На промысловых трубопроводах соотношения имеют другой характер:
1) коррозия внутренняя - 91%;
2) коррозия наружная - 4%;
3) прочее - 5%.
Общая интенсивность промысловых отказов 75000 в год.
На магистральных нефтепроводах внутренняя коррозия составляет 2% от наружной и внутренней, вместе взятых.
Наибольшей коррозийной аварийностью (как наружной, так и внутренней) отличился в 70 годы прошлого века «горячий» нефтепровод Гурьев-Куйбышев диаметром 1020 мм (до 100 аварий в год) вследствие высокой температуры и низкой скорости перекачки, приводящих к выпаданию подтоварной воды в полости и размягчению наружной изоляции.
II. Способы определения аварийного состояния
(контроля утечек) нефтепроводов
Своевременное определение аварийного состояния с нарушением герметичности и вытеканием нефти позволяет обеспечить быструю локализацию разлива нефти и выдвижение к месту аварийно-ремонтных бригад, оповещение с целью снижения опасности для населенных пунктов, предприятий, водоемов в районе разлива нефти.
Основные способы контроля утечек:
1) диспетчерской службой на основе анализа изменения гидродинамических параметров нефтепровода (давление, расход в начале и конце участка) характер отключения магистральных насосов при срабатывании защит по повышению и понижению давления, изменению нагрузок основных электродвигателей;
2) плановые осмотры трассы обходчиком, службой вертолетного патрулирования;
3) целевой объезд трассы по команде диспетчера;
4) анализ информации от посторонних.
На ряде предприятий внедрена или внедряется автоматизированная система контроля утечек (СКУ). Примером может быть представлена СКУ для магистральных нефте-продуктопроводов ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт».
III. Характеристика и технологические операции аварийно-восстановительных работ
АВР проводятся с целью:
- восстановления герметичности трубопровода, оборудования, сооружений;
- обеспечения проектного уровня характеристик и несущей способности ремонти-руемого объекта;
- обеспечения минимального простоя МН при ремонте;
- минимального воздействия на окружающую среду и соседние объекты.
АВР включает следующие технологические операции:
1) уточнение во взаимодействии с диспетчером факта и места аварии, оповещение и ограждение опасной зоны на местности;
2) локализация совместно с диспетчером разлива нефти путем: закрытия линейных задвижек, сброса нефти в резервуары НПС, имеющиеся линейные амбары;
3) локализация разлива нефти на месте, зачистка территории в месте проведения работ;
4) вскрытие поврежденного нефтепровода, рытье ремонтного котлована;
5) дооткачка нефти из трубопровода, зачистка и дегазация ремонтного котлована;
6) вырезка дефектного участка труборезами или взрывом;
7) герметизация (перекрытие) полости трубопровода для проведения огневых работ;
8) сварочно-монтажные работы.
IV. Вырезка дефектного и реконструируемого участка трубопровода
Вырезка участка трубопровода проводится с целью:
1) исправления дефекта в виде сквозной трещины в сварном шве или в основном металле трубы, разрыва кольцевого шва, продольного шва металла трубы;
2) подключения к действующему переукладываемых и вновь построенных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.