переработки нефти остановим выбор на варианте с глубокой переработкой нефти.
Глубину переработки нефти (%) определяем по формуле
,
где - объем перерабатываемой нефти;
- объем производства мазута (котельного топлива);
- количество сухого газа от переработанной нефти, используемого как топливо;
- безвозвратные потери нефти.
2.2 Выбор ассортимента получаемых продуктов и схемы НПЗ
При переработке нефти по топливному варианту на НПЗ необходимо
организовать в основном производство различных топлив – автомобильных и авиационных бензинов, реактивных, дизельных и котельных топлив, малосернистого кокса, битума и т.п.
Выбор ассортимена получаемых топлив начнем с выявления возможности получения реактивного топлива из данной нефти, так как количество нефтей, из которых реактивное топливо можно получать прямой перегонкой в сочетании с гидроочисткой, ограничено. Для этого сравним качество легких керосиновых дистиллятов, получаемых из данной нефти, с требованиями ГОСТ на реактивные топлива.
В табл. 1.6 приводятся характеристики фракции 120-230оС. В табл. 2.1 проводим сравнение этих характеристик с эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к товарномым реактивномым топливам ТС-1 и Джет А-1. Видно, что фракция 120-230оС обладает высокой теплотой сгорания (43166 кДж/кг), ее температуры вспышки в закрытом тигле 29оС и начала кристаллизации -60оС соответствуют реактивному топливу. Низкие содержание серы в данной фракции (0,04% мас.) и меркаптановой серы - отсутствие позволяют не использовать при производстве реактивных топлив гидроочистку.
Таблица 2.1
Показатели качества |
ТС-1 |
Джет А-1 |
Фракция 120-230оС |
Плотность, кг/м3, , |
Не менее 780 |
775-840 |
766,8 |
Фракционный состав, оС: |
|||
температура начала перегонки |
Не выше 150 |
- |
142 |
10% отгоняется при температуре |
Не выше 165 |
Не выше 205 |
150 |
50% отгоняется при температуре |
Не выше 195 |
Не нормируется. |
178 |
90% отгоняется при температуре |
Не выше 230 |
Определение обязательно. |
218 |
98% отгоняется при температуре |
Не выше 250 |
- |
227 |
температура конца кипения |
- |
Не выше 300 |
- |
Кинематическая вязкость, n20, мм2/с |
Не менее 1,30 |
- |
1,30 |
Кинематическая вязкость, n-40, мм2/с |
Не менее 8 |
- |
6,09 |
Низшая теплота сгорания, кДж/кг |
Не менее 43120 |
Не менее 42800 |
43166 |
Высота некоптящего пламени, мм |
Не менее 25 |
Не менее 25 |
- |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива |
Не более 0,7 |
- |
0,15 |
Йодное число, г I2/100 г топлива |
Не более 2,5 |
- |
0 |
Температура вспышки, 0С |
Не ниже 28 |
Не ниже 38,0 |
29 |
Температура начала кристаллизации, 0С |
Не выше -60 |
- |
-60 |
Содержание ароматических углеводородов, % мас.(об.) |
Не более 22 |
Не более (25) |
14 |
Концентрации фактических смол, мг/100 см3 топлива |
Не более 3 |
Не более 7 |
5 |
Содержание общей серы, % мас. |
Не более 0,20 |
Не более 0,025 |
0,04 |
Содержание меркаптановой серы, % мас. |
Не более 0,003 |
Не более 0,0030 |
0,0 |
Газ. Углеводородные газы, растворенные в Усть-Балыкской (БIV+БV)нефти, состоят в основном из бутановой (63 % мас.) и пропановой фракций. Общее количество газов, растворенной в данной нефти невелико и составляет 0,9 % мас. (см. табл. 1.2). Головка стабилизации (рефлюкс) и сероводород с АВТ направляется на установку газофракционирования предельных газов.
Фракция 28-85оС. Содержание данной фракции в нефти 3,9 % мас. (см. табл. 1.3), содержание серы менее 0,1 % мас. Фракция являться компонентом товарного бензина, октановое число фракции может быть повышено за счет изомеризации нормальных алканов на установке каталитической изомеризации.
Фракция 85-120оС. Содержание данной фракции в нефти 3,4 % мас. (см. табл. 1.5). Фракция содержит серы 0,006 % масс, содержание ароматические углеводородов – 3,0 % мас., наиболее легко подвергающихся ароматизации нафтеновых углеводородов – 28,0 % мас., парафиновых углеводородов - 69 % мас. Фракция является компонентом сырья каталитического риформинга для получения индивидуальных ароматических углеводородов и высокооктанового бензина.
Фракция 120-180оС (120-140оС, 140-180оС). Данная фракция характеризуется малым содержанием серы, ароматических углеводородов примерно 7-12 % мас., нафтеновых углеводородов более 29-32 % мас. (см. табл. 1.5). Часть этой фракции является сырьем каталитического риформинга для получения высокооктанового бензина. Другая же часть фракции 120-180оС будет использоваться для получения компонента реактивного топлива. В табл. 2.2 проведено сравнение физико-химических свойств фракции 28-180оС со свойствами некоторых товарных бензинов. Как видно из таблицы, бензиновые фракции, получаемые из Усть-Балыкской (БIV+БV) нефти в первую очередь нуждаются в повышении октанового числа, что достигается использованием процессов изомеризации и каталитического риформинга.
Таблица 2.2
Характеристика товарных автомобильных бензинов и фракции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.