Синхронные двигатели могут использоваться в качестве источников реактивной мощности в том случае, если они работают в режиме перевозбуждения, когда ЭДС двигателя больше напряжения на его зажимах. При этом верхний предел генерируемой реактивной мощности ограничен допустимым нагревом ротора и допустимым нагревом статора. Его величина определяется по формуле
(8)
где Рн - номинальная активная мощность двигателя; tgφ- номинальный коэффициент реактивной мощности; ηн - номинальный коэффициент полезного действия; Кн - коэффициент перегрузки двигателя по реактивной мощности.
Коэффициент перегрузки двигателя по реактивной мощности зависит от типа двигателя, его загрузки по активной мощности и напряжения на его зажимах. При снижении загрузки двигателя по активной мощности коэффициент Кп увеличивается. Это связано с тем, что при снижении активной мощности уменьшаются ток и температура статора, а также с тем, что при снижении температуры статора улучшаются условия охлаждения ротора.
Коэффициент перегрузки двигателя по реактивной мощности увеличивается также при снижении напряжения на его зажимах, так как при этом для перевода двигателя в режим перевозбуждения требуется меньшая ЭДС и соответственно меньший ток ротора, чем при более высоком напряжении, что приводит к меньшему нагреву ротора.
Если синхронный двигатель будет работать в режиме недовозбуждения, то реактивная мощность будет потребляться из сети. Верхний предел потребляемой синхронным двигателем реактивной мощности ограничен допустимым нагревом статора, а также условиями пуска и устойчивостью работы.
При генерации реактивной мощности в синхронных двигателях, как и в конденсаторах, возникают дополнительные потери активной мощности. Их величину определяют по выражению
(9)
где QСД- реактивная мощность, генерируемая синхронным двигателем; QH0M- номинальная реактивная мощность синхронного двигателя; D1и D2- расчетные параметры, зависящие от типа двигателя, кВт.
Основной недостаток синхронных двигателей как источников реактивной мощности заключается в том, что потери на генерацию реактивной мощности в них примерно на порядок больше, чем в конденсаторах.
Достоинства синхронных двигателей перед конденсаторными батареями:
1.Отсутствуют затраты на установку двигателей в целях компенсации реактивной мощности, так как основная их функция - осуществление технологических процессов.
2.Реактивная мощность синхронных двигателей может как генерироваться, так и потребляться.
3.Возможность плавного регулирования реактивной мощности.
4.Меньшая зависимость генерируемой реактивной мощности от напряжения, чем у конденсаторов.
Синхронный компенсатор представляет собой синхронный двигатель облегченной конструкции, работающий на холостом ходу и используемый только для компенсации реактивной мощности. Они становятся экономичными только при больших мощностях, характерных для подстанций энергосистем, и поэтому на промышленных предприятиях используются очень редко.
Специальные источники реактивной мощности - это устройства, предназначенные не только для компенсации реактивной мощности, но и для фильтрации высших гармоник. Они бывают двух типов: 1) с управляемой индуктивностью или емкостью; 2) с искусственной коммутацией тиристоров. Основной недостаток этих устройств - сравнительно высокая стоимость.
Выбор источников реактивной мощности на промышленных предприятиях обычно производится в два этапа: первый этап - системный расчет реактивной мощности; второй этап - распределение источников реактивной мощности по узлам сети.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.