Глава 13. Инновации и эффективность их использования
13.1. Сущность, основные свойства и функции инноваций.
13.2. Классификация инноваций.
13.3. Цикличность распространения инноваций, этапы и жизненный цикл инновационного процесса.
13.4. Инновационная деятельность.
13.5. Инновационная инфраструктура.
13.6. Национальная инновационная система Республики Беларусь.
13.7. Государственные инновационные программы.
13.8. Расчет экономического эффекта инновационного мероприятия.
13.1. Сущность, основные свойства и функции инноваций
В современных условиях функционирования субъектов хозяйствования становится все более очевидным тот факт, что инновации превращаются в движущую силу, которая может определять их стратегическое будущее.
Инновация (от лат. «innovate» – обновление, улучшение; англ. «innovation» – нововведение) – комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств с целью удовлетворения человеческих потребностей. Инновации предполагают коммерческое применение новшеств, приносящее социально-экономический или экологический результат.
Новшество – новый порядок, обычай, метод, изобретение, новое явление. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Виды новшеств:
Открытие – процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестных явлений природы. Открытия делаются, как правило, на фундаментальном уровне.
Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой сфере производственной деятельности. Право изобретателя на его изобретение подтверждается патентом, запрещающим использование данного новшества без разрешения патентообладателя.
Товарный знак – изобразительные или словесные обозначения, способствующие отличию товаров и услуг одних юридических и физических лиц от других.
Полезные модели – новшества, имеющие конструктивные преимущества и высшую степень готовности для коммерческого применения.
Промышленные образцы – продукция, внешний вид которой содержит новые художественные или художественно-конструкторские решения.
Ноу-хау – конфеденциальные знания технического, организационного, финансово-экономического и управленческого характера, не являющиеся общеизвестными и практически применимыми в производственно-хозяйственной деятельности.
Фирменное наименование – название под которым субъект хозяйствования выступает в хозяйственном обороте.
Подходы к определению инновации, сформулированные в экономической литературе:
1. Объективный. В рамках данного подхода инновация трактуется как объект внедренный в производство в результате проведенного научного исследования, либо сделанного открытия, качественно отличающегося от предшествующего аналога.
2. Процессный. Сторонники этого подхода рассматривают инновацию как комплексный процесс, включающий в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей.
3. Объективно-утилитарный. В категории инновация выделяются две составляющие. Во-первых, новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, способность удовлетворять общественные потребности с полезным эффектом (утилитарная составляющая инновации).
4. Процессно-утилитарный. Расширяет объективно-утилитарный подход третьей составляющей, согласно которой инновация рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.
5. Процессно-финансовый. Согласно этого подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации.
Основные свойства инноваций:
- научно-техническая новизна;
- возможность практического применения;
- коммерческая реализация;
- социальная значимость;
- экономическая или экологическая эффективность;
- удовлетворение существующего и создание нового рыночного спроса;
- высокая степень риска.
Основные функции, выполняемые инновациями:
- повышает наукоемкость производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;
- способствует росту и удовлетворению потребностей;
- снижает ресурсоемкость производства;
- оптимизирует процесс воспроизводства ресурсов.
13.2. Классификация инноваций
Систематизация инноваций осуществляется внутри классификационных признаков, основные из которых, представлены в табл. 13.1.
Таблица 13.1
Классификационные группы инноваций
Классификационный признак |
Виды инноваций |
А |
1 |
По технологическим параметрам |
Продуктовые – использование новых материалов; выполнение продуктом принципиально новых функций; Процессные – технико-технологические, организационно-управленческие новшества, снижающие себестоимость, повышающие эффективность и качество нового или существующего продукта |
По степени радикальности новизны |
Базисные – возникают на базе крупных изобретений, дают начало новым, ранее неизвестным поколениям и направлениям инноваций технологической группы; Модифицирующие – прирастающие инновации, продолжающие улучшение и распространение базисных инноваций в конкретной области их приложения; Псевдоинновации – внешние изменения продуктов или процессов, не изменяющие их потребительских свойств, а создающие эффект видимости новизны (например, эстетические изменения; расширение номенклатуры продукции за счет освоения продуктов уже известных рынку и т.д.) |
Продолжение табл. 13.1 |
|
А |
1 |
По диффузии инноваций, т.е. по увеличению числа субъектов, внедряющих инновации |
Инновации, разрабатываемые субъектами – новаторами, которые заинтересованы в получении части дохода от использования инновации; Инновации ранних реципиентов, которые первыми освоили новшество и стремятся к получению дополнительной прибыли путем ускорения продвижения новшеств на рынок; Инновации раннего большинства, которое представлено субъектами хозяйствования, которые вслед за ранними реципиентами освоили новшество и стремятся к получению дополнительной прибыли; Инновации отстающих субъектов хозяйствования, которые выпускают морально устаревшую продукцию |
По отношению к знаниям и степени использования научных знаний |
Инновации, основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности; Инновации, основанные на использовании научных знаний в ограниченной области применения; Инновации, основанные на существующих технических знаниях с ограниченной сферой применения; Инновации, входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте; Инновации, использующие один продукт в различных областях; Новшества, появившиеся как побочный результат научно-исследовательской программы. Перечисленные виды инноваций можно объединить в две группы: восходящие инновации, т.е. созданные на основе новых знаний; нисходящие базируются на имеющихся знаниях и связаны с их коммерциализацией |
По глубине вносимых изменений |
Инновации нулевого уровня связаны с формированием первоначальных свойств системы; Инновации первого уровня связаны с изменением количественных свойств системы; Инновации второго уровня связаны с повышением эффективности функционирования системы путем оптимизации соотношения ее составных частей; Инновации третьего уровня – синхронизация работы элементов системы; Инновации четвертого уровня – улучшение полезных свойств первоначальной системы; Инновации пятого уровня – при сохранении ее базовой концепции; Инновации шестого уровня – качественное изменение первоначальных свойств системы без изменения функционального принципа; Инновации седьмого уровня – изменение функционального принципа системы |
Продолжение табл. 13.1 |
|
А |
1 |
По роли в процессе развития |
Основные инновации, создающие новые рынки и сферы деятельности; Дополняющие инновации – расширяющие имеющиеся рынки и сферы деятельности |
По характеру воздействия на рыночные связи и продуктово-технологические возможности организации |
Революционные инновации сохраняют рыночно-продуктовые связи, но вызывают старение продуктово-технологических возможностей; Архитектурные инновации параллельно со старением продуктово-технологических возможностей разрушают сложившиеся рыночно-продуктовые связи; Нишеобразующие инновации создают рыночные ниши для существующих продуктово-технологических возможностей; Регулярные инновации связаны с закреплением предприятий на старых рынках при сохранении рыночно-продуктовых связей и продуктово-технологических возможностей |
По ускорению научно-технического прогресса (НТП) |
НТП – единый, взаимообусловленный, поступательный процесс развития науки и техники, предполагающий создание новых и совершенствование применяемых средств и предметов труда, технологических методов, а также форм организации производства. По степени ускорения НТП инновации классифицируются следующим образом: Крупнейшие – основа революционных переворотов в технике, формирующие новые технические направления и создающие новые отрасли; Крупные – формируют новые поколения техники в рамках данного направления; Средние – способствуют замене устаревших моделей более эффективными или расширяют сферу применения одного поколения техники; Мелкие – улучшают отдельные производственно-потребительские параметры выпускаемых моделей техники. |
По причине возникновения |
Реактивные инновационные – вынужденные инновации, проводимые вслед за конкурентом; Стратегические инновации – носят превентивный характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе |
По направлению воздействия на процесс производства |
Замещающие – предусматривают полное вытеснение устаревших способов хозяйствования и технологий; Отменяющие – исключение и замена технологических операций и изделий; Открывающие – основаны на фундаментальных исследованиях и не имеют базисного аналога; Ретроинновации – воспроизведение известных продуктов и технологий на новом уровне |
Классификация инноваций позволяет моделировать формы моделировать формы и методы управления инновационной деятельностью субъекта хозяйствования, выделять ее стратегические направления и тактические средства реализации.
13.3. Цикличность распространения инноваций. Этапы и жизненный цикл инновационного процесса.
Динамика инноваций носит цикличный характер (рис. 13.4), который связан с волнообразной формой НТП и жизненным циклом продукции (рис. 13.1; 13.3).
Рис. 13.1 Жизненный цикл продукции (V – объем продаж, ден. ед.)
Жизненный цикл продукции – одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Жизненный цикл продукции обычно подразделяется на 5 основных этапов (рис. 13.1):
1) внедрение;
2) начальный рост (в некоторых учебниках – фаза роста);
3) последующий рост (фаза созревания);
4) зрелость (насыщение);
5) спад.
Мероприятия НТП относятся к одной из главных составляющих внешней среды косвенного воздействия, оказывающей влияние на функционирование предприятия. Научно-технические разработки на первоначальных этапах жизненного цикла товаров предполагают нарастающее увеличение затрат на НТП при отрицательных или малых позитивных результатах (рис. 13.2; 13.3).
Рис. 13.2. Схема объема продаж и прибылей в рамках жизненного цикла товара (ден.ед.)
Представленная на рис. 13.2 взаимосвязь мероприятий НТП и жизненного цикла товара обусловливают цикличность и форму НТП (рис. 13.3), где V – объем продаж; 1 – разработка товара, 2 – выведение на рынок, 3 – рост, 4 – рост, 5 – зрелость, 6 – спад. Дополнительный этап роста (3,4 – рис. 13.2) связан с различной степенью интенсивности освоения предприятие рынка, а следовательно, и различным объемом финансирования инновационных разработок.
Целесообразность инвестирования в продукт А (процесс А) обусловлена соотношением результатов и затрат [X1;X2]>[Y1;Y2], следовательно, эффект от мероприятий НТП в продукт А – отрицателен. Знание технологического предела позволяет избежать необоснованных затрат (рис. 13.3).
|
Рис. 13.3. Волнообразная форма НТП
Рис. 13.4. Волны инноваций
Технологический предел – невозможность (или нецелесообразность) улучшения количественных и качественных параметров продукта (процесса) за счет мероприятий НТП.
Технологический предел обусловливает необходимость перехода к новому изделию (процессу) на базе новых знаний (следующая волна НТП).
Технологический разрыв – промежуток между смежными парами волн НТП, характеризующий переход от одной технологии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.