весенняя сессия 2010-2011 учебный год
для студентов гр.ЗМТ
Лектор Лизакова Р.А.
Уважаемые студенты, выполнение данной контрольной работы предполагает, что Вы должны ознакомиться с учебным материалом, предлагаемым Вам в данной методической разработке. При ответе на вопрос или при разрешении какой-то ситуации Вам следует в ряде случаев использовать конкретные примеры из хозяйственной (маркетинговой) деятельности Вашего предприятия. В случае, если Вы в данный момент не работаете на промышленном предприятии, то возможны примеры других отечественных предприятий, но со ссылкой на первоисточник.
При выполнении контрольной работы необходимо выполнить три задания: решить задачу из части первой и ответить на две ситуационные задачи из части второй.
Варианты заданий выбираются студентами согласно прилагаемых требований к каждой части контрольной работы.
Часть 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ
ШИРОКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Требования к выполнению задания: вариант выбирается по списку в журнале. Если вариантов недостаточно, то начинается повторный счет. Например, 17 студент по списку выполняет 1 вариант задачи и т.д.
Цель выполнения задания: установить цену на уровне, обеспечивающем предприятию максимальную прибыль
Расчет цены базируется на анализе производственных расходов и оценках рыночного спроса. Конечная цена должна быть установлена на таком уровне, который обеспечит максимальную прибыль (разницу между общими доходами по всей номенклатуре продаваемых товаров и общими затратами). Снижение цены ниже такого уровня может увеличить объем продаж, но это увеличение не компенсирует сокращение прибыли за каждую единицу товара. Повышение цены за пределы за пределы оптимального уровня увеличивает прибыль на единицу товара, но сокращает объем продаж (спрос), в результате чего также происходит уменьшение общей массы прибыли.
Для определения оптимального уровня цены необходимо провести следующие расчеты (исходные данные смотри в табл. 1).
Определить зависимость между издержками производства И и объемом продаж N по формуле (1):
(1)
где Ипост. – постоянные издержки, ден.ед.;
Ипер. – переменные издержки, ден.ед.;
N – объем продаж.
Необходимые данные выбираются из табл. 1.
Рассмотрим пример:
Ипост.- 7000 ден.ед.;
Ипер. – 40 ден.ед.
Прогноз объема продаж:
Цена, у.е. |
Объем, шт. |
30 |
3000 |
40 |
2500 |
50 |
2000 |
60 |
1500 |
70 |
1000 |
Таблица 1. Исходные данные для определения оптимального уровня цены
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Постоянные издержки,. У.е. |
8000 |
10000 |
8000 |
3000 |
6000 |
5500 |
9000 |
2000 |
6000 |
7000 |
15000 |
5000 |
5000 |
5006" |
5000 |
6000 |
Переменные |
45 |
7 |
40 |
10 |
20 |
35 |
55 |
10 |
40 |
35 |
100 |
30 |
40 |
30 |
30 |
40 |
издержки, у.е. |
||||||||||||||||
Цена, у.е. |
||||||||||||||||
1 |
15 |
20 |
15 |
10 |
30 |
10 |
25 |
20 |
10 |
15 |
60 |
50 |
40 |
10 |
15 |
10 |
2 |
25 |
30 |
25 |
20 |
40 |
20 |
35 |
40 |
15 |
25 |
80 |
60 |
50 |
15 |
25 |
20 |
3 |
35 |
40 |
35 |
30 |
50 |
30 |
45 |
60 |
20 |
35 |
100 |
70 |
60 |
20 |
35 |
30 |
4 |
45 |
50 |
45 |
40 |
60 |
40 |
55 |
80 |
25 |
45 |
110 |
80 |
70 |
25 |
45 |
40 |
5 |
55 |
60 |
55 |
50 |
70 |
50 |
65 |
100 |
30 |
55 |
120 |
90 |
80 |
30 |
77 |
50 |
Прогноз продаж, шт |
||||||||||||||||
1 |
20000 |
10000 |
25000 |
5000 |
2200 |
10000 |
30000 |
12000 |
10000 |
15000 |
10000 |
8400 |
12000 |
10000 |
12000 |
10000 |
2 |
17500 |
8000 |
20000 |
4000 |
1800 |
8500 |
27500 |
10000 |
9000 |
12500 |
8000 |
8000 |
10000 |
9000 |
8400 |
8000 |
3 |
15000 |
6000 |
15000 |
3000 |
1400 |
7000 |
25000 |
8000 |
8000 |
10000 |
6000 |
6900 |
8000 |
8000 |
6000 |
6000 |
4 |
12500 |
4000 |
10000 |
2000 |
1200 |
5000 |
22500 |
6000 |
7000 |
7500 |
4000 |
5200 |
6000 |
700о |
3500 |
4500 |
5 |
10000 |
2000 |
5000 |
1000 |
1000 |
3500 |
20000 |
4000 |
6000 |
5000 |
2000 |
3600 |
4000 |
6000 |
3000 |
2000 |
Зависимость между издержками производства и объемом продаж имеет вид:
, (2)
где И – издержки производства;
Представить зависимость между издержками производства (И) и объемом продаж (N) графически, откладывая по оси ординат издержки, а по оси абсцисс – объем продаж.
Рис. 1. Зависимость между издержками производства
и объемом продаж
На основе прогноза объема продаж построить график зависимости объема продаж от цены. Откладывая по оси ординат объем продаж, а по оси абсцисс – цену. Функциональная зависимость в этом случае будет иметь следующий вид (см. рис. 2):
Рис. 2. Зависимость объема продаж от цены
Более точно, чем графически, зависимость между объемом продаж и ценой может быть определена путем решения алгебраического уравнения, на которое выходим через уравнение линейной регрессии.
Составить уравнение линейной регрессии:
,
где Y - объем продаж;
х – цена;
а, b – коэффициенты, определяющие взаимозависимость между ценой и объемом продаж;
Следовательно, можно придти к выводу, что
(3)
Используя таблицу вспомогательных вычислений (табл.2), определить методом наименьших квадратов числовые значения коэффициентов a и b, исходя из решения системы нормальных уравнений:
n – количество членов в выборке;
Таблица 2. Таблица вспомогательных вычислений
№ п/п |
Ц |
N |
N*Ц |
Ц2 |
1 |
30 |
3000 |
90000 |
900 |
2 |
40 |
2500 |
100000 |
1600 |
3 |
50 |
2000 |
100000 |
2500 |
4 |
60 |
1500 |
90000 |
3600 |
5 |
70 |
1000 |
70000 |
4900 |
Всего |
250 |
10000 |
450000 |
13500 |
Решаем систему уравнений линейной регрессии
В формулу определения дохода
(5)
подставить значение N из формулы (4).
Отсюда:
(6)
На основе уравнения (7), выражающего параболическую зависимость дохода от цены, придавая последней разные значения, составить вспомогательную табл. (табл.3) для определения величины прибыли по формуле:
(7)
Таблица 3. Зависимость объема продаж от цены
Ц |
N |
Д |
10 |
4000 |
40000 |
20 |
3500 |
70000 |
30 |
3000 |
90000 |
40 |
2500 |
100000 |
50 |
2000 |
100000 |
60 |
1500 |
90000 |
70 |
1000 |
70000 |
80 |
500 |
40000 |
90 |
0 |
0 |
Придавая цене различные значения, определить по формуле (5) соответствующий ей объем продаж (занести в табл. 3).
На основании данных табл. 1.3 построить график зависимости продаж от цены, который будет иметь следующий вид (рис. 3).
Рис. 3. Поступления от продаж
Сделать переход от максимальных поступлений к максимальной прибыли, для чего следует совместить график поступления с графиком издержек производства. На совмещенном графике отсчет издержек производства произведен в другом направлении, чем на первом, что объясняется обратной зависимостью между ценой и объемом продаж (рис. 4).
Рис. 4. Совмещенный график
Максимальная прибыль определяется по максимальному расстоянию между параболой поступлений и прямой издержек производства. Как видно из графика на рис.4, при цене 65 у.е. мы будем наблюдать максимальное поступление от продаж.
Осуществить математическое решение задачи «Поиск оптимальной цены» (проверка графического решения).
В уравнение (7) подставим вместо Д выражение из уравнения (6)
Выражение И возьмем из формулы (2)
Вместо N подставляем его расчет из формулы (4)
(8)
Вычислим первую производную выражения (8):
Приравнивая первую производную 0, получим:
Следовательно, при Ц=65 получим максимальную прибыль.
Часть 2. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ
Требования к выполнению задания: вариант выбирается по списку в журнале. Если вариантов недостаточно, то начинается повторный счет.
Варианты ситуационных заданий выбираются из нижеприведенной таблицы:
вар1 |
вар2 |
вар3 |
вар4 |
вар5 |
вар6 |
вар7 |
вар8 |
вар9 |
вар10 |
вар11 |
вар12 |
вар13 |
вар14 |
вар15 |
1,16 |
2,17 |
3,18 |
4,19 |
5,20 |
6,21 |
7,22 |
8,23 |
9,24 |
10,25 |
11,26 |
12,27 |
13,28 |
14,29 |
15,30 |
ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите на Вашем предприятии имеющуюся организационную структуру управления службы маркетинга (при ее отсутствии общую организационную структуру управления и место маркетинга в данной структуре). Определите вид данной структуры. Охарактеризуйте ее достоинства и недостатки. Дайте заключение о целесообразности применения имеющей структуры или необходимости ее корректировки.
Рекомендуемая литература:
1. [2], глава 1
3. [3], глава 24
ЗАДАНИЕ 2. Рассмотрите таблицу «Организационные конфликты между отделом маркетинга и другими отделами» [2]. Сопоставьте типовые варианты со сложившейся ситуацией на Вашем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.