Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Факультет психолого-социальной работы
Кафедра прикладной девиантологии и конфликтологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ»
г. Санкт-Петербург
2008
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыприкладной девиантологии и конфликтологии
Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2008 г.
Заведующий кафедрой д.пс.н., профессор Змановская Е. В. ________________________
Разработчик – ст. преподаватель Н. А. Иващенко _______________________
Рецензент – _________________________
РАЗДЕЛ 1.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Военнослужащие вооруженных сил – это та группа людей, к которым по роду их деятельности предъявляются повышенные требования. Даже те военнослужащие, которые не участвуют непосредственно в вооруженных действиях, вынуждены испытывать постоянную повышенную физическую и психологическую нагрузку, способную в итоге подорвать психологическое здоровье и снизить работоспособность.
Военнослужащие, непосредственно участвовавшие в военных действиях, еще сильнее нуждаются в психологической поддержке. Согласно статистике, у большинства из них возникают те или иные психические расстройства разной степени тяжести: кризисы, психические травмы, реактивные психозы, неврозы, посттравматические стрессовые расстройства. Которые, при отсутствии своевременной помощи, могут обернуться даже суицидом.
Не менее нуждаются в психологической поддержке и семьи военнослужащих, особенно тех, кто находятся в горячих точках или же погибли при исполнении служебных обязанностей: матерей и отцов, жен, детей.
Вызванное политическими и экономическими факторами реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации привело сегодня к увольнению большого количества военнослужащих. Возвращаясь к гражданской жизни, многие бывшие военнослужащие сталкиваются с необходимостью заново адаптироваться к ней. Возникает потребность в доступном психологическом консультировании, помощи, обучении и трудоустройстве. В связи с изменение стиля жизни трудности могут возникнуть не только у самих бывших военнослужащих, но и у членов их семей.
О необходимости психологической поддержки военнослужащим свидетельствует также и принятие соответствующих программ на государственном уровне.
Цель курса.
· Формирование научно-обоснованных представлений о концепциях, методах диагностики и технологиях психологической работы с военнослужащими.
Задачи курса.
· Рассмотреть специфику психологической работы в вооруженных силах.
· Дать представление об особенностях психической деятельности в военных условиях.
· Сформировать навыки диагностики состояний военнослужащих.
· Изучить способы психологической помощи людям, состоящим на службе в вооруженных силах.
· Изучить методы реабилитации и адаптации военнослужащих.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Программа курса строится на основе связей с такими дисциплинами, как «Психология экстремальных состояний», «Клиническая психология», «Основы психологического консультирования», «Основы психотерапии», «Психологическое консультирование в кризисных службах».
Требования к уровню освоения знаний.
В результате изучения данной дисциплины студент должен
знать:
· Специфику психологической работы в вооруженных силах
· Особенности функционирования психики в условиях войны
· Основные способы психологической помощи, предлагаемые разными психологическими направлениями
уметь:
В данном курсе представлены сведения из области военной психологии: психология военнослужащего, специфика вооруженных конфликтов, влияние армейской жизни на психическое состояние военнослужащего. Приводятся данные о российских и зарубежных государственных программах по психологической работе в вооруженных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.