1. Стратегия и этапы индивидуальной психологической помощи клиентам с проблемами нарко/алко-зависимости
Факторы риска; анозогнозия, как механизм психологической защиты; мотивация воздержания; установка на ремиссию и здоровый образ жизни; потенциальные ресурсы преодоления проблемы; работа с семьей и ближайшим окружением клиента.
Литература
1. Григорьев Н.Б. Психолого-социальная помощь в наркологии. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2004
2. Кочюнас Р. «Основы психологического консультирования». М.: «Академический проект» 1999 г.
2. Стратегия и этапы индивидуального консультирования клиента с проблемами нарко/алко-зависимости
Выделяют четыре группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации\наркотизации в частности:
1) нравственная незрелость личности. Отрицательное отношение к обучению, узкий круг интересов, отсутствие духовных запросов, неопределенность «жизненной перспективы» (профессиональное и личностное самоопределение не произошло в полной мере), уход от ответственности;
2) нарушенная социальная микросреда. Неполная семья, сильная занятость родителей, искаженные семейные роли (ведут к неправильной социолизации), раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни, алкоголизм\наркомания у близких людей, низкий уровень образования у родителей;
3) Индивидуально-биологические особенности личности. Наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма\наркомании, тяжелые заболевания в раннем детстве, умственное недоразвитие;
4) Индивидуально-психологические особенности. Низкая эмоциональная устойчивость, повышенная тревожность, импульсивность и склонность к рискованному поведению, акцентуации характера (конформный, гипертимный и неустойчивый тип), наличие невроза и психопатии.
Исходя из них, можно прогнозировать развитие зависимого поведения и выделять группу риска для профилактической работы.
При построении программы консультирования надо решить три основные задачи:
1) Преодоление отрицания зависимости от алкоголя\наркотика как психологической защиты, направленной на оправдание своего образа жизни. Работа с анозогнозией (неспособностью осознать-признать себя больным человеком). Принятие становится важны достижением на пути к излечению;
2) Мотивационное консультирование. Мотивировать на получение квалифицированной помощи, вместо попыток бросить самому (это редко удается, спонтанные ремиссии редки);
3) Убеждение клиента в том, что единственная возможность излечения в полном отказе от употребления. Создание устойчивой установки на ремиссию – длительный процесс, требующий постоянной поддержки во избежание срывов.
Схема консультирования при зависимости:
1) Анализ проблемы, выявление провоцирующих факторов и причин;
2) Постановка позитивной цели. Описание клиентом желаемого поведения;
3) Построение шагов роста (конкретные достижения через день, неделю, месяц);
4) Уточнение параметров желаемого результата;
5) Определение возможных ресурсов и союзников (кто и что может помочь);
6) Проработка возможных рецидивов старого поведения.
При этом, чем глубже нарушения психические\психологические у человека, тем проще должны быть психологические приемы. Подход – директивный, направляющий.
Потенциальные ресурсы преодоления проблемы:
- жизненные навыки зависимого человека, способность решать проблемы и принимать ответственность, представления о жизненных ценностях;
- наличие здоровых альтернатив – видов деятельности, занятий, увлечений, не связанных с наркотиками\алкоголем;
- информированность относительно ближайших и долговременных последствий употребления алкоголя\наркотиков;
- ресурсы окружающей среды (семьи и общества).
Семейное консультирование – это система психологических воздействий на семью, как живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования. Симптом (зависимость) у одного члена семьи рассматривается как показатель наличия проблемы у всей семьи. Наркозависимый выполняет определенную функцию внутри семьи. Борьбе зависимого с зависимостью часто мешает реакция членов семьи. Само консультирование направлено на паттерны семейного взаимодействия, анализ взаимоотношений во время сессии.
С членами семьи (прежде всего родителями) нужно сформировать альянс
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.