Социология: Материалы для самостоятельной работы (Содержание курса. Перечень вопросов к итоговому контролю (экзамену). Задания для самостоятельной работы студентов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет психолого-социальной работы

Кафедра социальной работы и социальных наук

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИОЛОГИЯ»

г.Санкт-Петербург

2007


Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрысоциальной работы и социальных наук

Протокол заседания кафедры  №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой д.пед.н., профессор Платонова Н.М.            ________________________

Разработчик – к.пед.н., доцент Симонова Т.М.    _________________________

Рецензент-                                                                             _________________________


Требования к уровню освоения знаний

В результате изучения курса «Социология» студенты должны

знать:

·  основные теоретические концепции классической и современной социологии,

·  основные структурно-функциональные элементы общества,

·  основные процессы функционирования и развития общества.

·  основные методы и технологию социологического исследования.

А также уметь:

·  составить программу социологического исследования;

·  разработать методику исследования;

·  организовать и провести социологическое исследование.

4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Часть 1. Общая социология

МОДУЛЬ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Тема 1.1.     Социология как наука об обществе.

История возникновения социологии как науки. О.Конт. Предмет социологии, структура предмета и сфера социологических исследований. Теоретическая и прикладная социология. Понятие о теории высшего и «среднего» уровня. Макросоциология и микросоциология. Специальные социологические теории. Эмпирическое социологическое исследование. Функции социологии в обществе. Этапы развития социологии как науки: описательная социология, прикладная и практическая. Место социологии в системе социальных наук (социальная психология, политология, демография, политэкономия, социальная антропология). Социология и гуманитарные науки. Социология и социальная философия. Социология и социальная работа. Социологические проблемы социальной работы.

Тема 1.2. Классические и современные социологические теории.

Классические исследовательские традиции в социологии: объективистский и субъективистский подходы. Э.Дюркгейм как основоположник объективизма в социологии. Основные труды и положения его теории. М.Вебер как основоположник субъективизма в социологии. Основные работы и положения его теории. Методология и практика обоих подходов. Современные социологические теории.

Объективистские теории: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р.Мертон и др.), конфликтологические теории (К.Маркс, Р.Дарендорф, Р.Милз и др.), системная теория.

Субъективистские теории: символический интеакционизм (Д.Мид, Г.Блумер, Дж.Хоманс и др.), феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер, П.Лукман и др.), этнометодология (Г.Гарфинкель) и др. Новейшая социология качественного стиля.

Тема 1.3. Социология в России.

Русская социологическая мысль. Основоположники (П.Кропоткин, Н.К.Михайловский, М.М.Ковалевский, П.Лавров и др.) Дореволюционная социология (Н.И.Кареев, П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев и др.) и марксистская социология (А.А.Богданов, Н.Бухарин, В.Ленин и др.). Послереволюционная социология. Социально-экономические исследования. Советская социология 60-80-х годов. Современная отечественная социология.

МОДУЛЬ 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Тема 2.1.     Социальные нормы

Природа и экономика как факторы существования жизни. Социокультурные основы социальной жизни. Культура как ценностно-нормативная система. Определение социальных ценностей и норм. Основные ценностно-нормативные системы. Иерархическая структура социальных ценностей и норм поведения.

Создание, распространение и функционирование ценностно-нормативных систем. Универсальные, групповые и личностные ценностно-нормативные системы. Социализация как процесс усвоения социальных ценностей и норм. Деформации в нормативной системе. Понятие о девиации как отклонении от общепринятых ценностей и норм. Культура и субкультура. Культура как фактор социальных изменений.

Тема 2.2.     Социальные отклонения (девиации).

Понятие о девиантном поведении как отклонении от общепринятых норм. Основные компоненты девиации. Биологические (Ц.Ломброзо) и психологические концепции девиантного поведения. Социологические теории девиации. Теория «аномии» Э.Дюркгейма. Типы приспособления Р.Мертона. Культурологические объяснения девиации. Культура и девиантная субкультура. Теория научения Ч.Сатерленда. Теория «навешивания ярлыков» Г.Беккера. Теория конфликта. Девиации как процесс развития социальной нормы. Социальный контроль как способ препятствия распространению девиации: методы и формы.

Тема 2.3.     Социальный контроль.

Определение социального контроля. Место и роль социального контроля в функционировании социальной системы. Функции социального контроля. Элементы системы социального контроля. Способы осуществления социального контроля. Формальный контроль. Неформальный контроль. Социальные санкции. Виды социальных санкций. Направленность санкций. Негативные санкции и позитивные. Факторы, влияющие на эффективность социального контроля. Социальная организация как функционирование общества, обеспечивающее равновесие социальной жизни.

МОДУЛЬ  3. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Тема 3.1.     Личность человека как социальный тип.

Понятие о человеке, индивиде, личности. Социальная личность как интегрированный комплекс элементов личности. Социализация, ее виды, агенты социализации. Культурный идеал общества и идеальная личность (М.Вебер). Базисная и модальная личность (А.Кардинер). Теория социальных ролей (Дж.Мид). Теория «зеркального «Я» и структура личности. Интеграция и дезинтеграция личности. Социально нормальная личность. Причины дезинтеграции личности. Проблема типологизации личности. Социальный статус, его виды.

Тема 3.2. Социальное взаимодействие

Понятие о социальном взаимодействии как основе социальных явлений и процессов (Дж.Мид, Р.Бейлз, Дж. Ландберг). Макро и микро уровни социального взаимодействия. Взаимодействие на микро уровне. Социальный контакт, его виды. Социальное действие. Социальное взаимодействие (интеракция). Социальные отношения и социальные зависимости. Социальное взаимодействие как фактор образование социальных групп. Взаимодействие на макро уровне социальной жизни.  Социальные институты  как системы позиционно-функционального взаимодействия. Социальные потребности и социальные институты. Определение социального института. Функции социальных институтов. Основные элементы социальных институтов. Важнейшие социальные институты. Эффективность функционирования социальных институтов и его закономерности. Дисфункции социального института: проявления и последствия.

МОДУЛЬ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Тема 4.1.     Социальные группы.

Определение социальной общности. Многообразие социальных общностей и типологизация. Социальная группа. Определение социальной группы, ее элементы и структура. Социальный статус и социальная позиция Виды групп. Большие и малые. Первичные и вторичные группы. Формальные и неформальные. Группы членства и референтные группы. Целевые группы и социальные организации. Их признаки.

Тема 4.2.     Социальные организации.

Определение социальных организаций. Харизматический группы. Добровольные ассоциации. Тотальные организации. Бюрократии (М.Вебер). Основные черты идеального вида бюрократии. Достоинства и недостатки бюрократии.

Тема 4.3.     Социально-территориальные общности.

Понятие и признаки социально-территориальной общности. Источники и факторы формирования социально-территориальной общности. Город и деревня как два основных типа социально-территориальной общности. Социология города. Социология деревни.

Тема 4.4.    Массовые общности.

Понятие массовой общности. Общности, выделяемые на основе общей культуры (клан, племя, народ, нация, этническая группа). Общности, основанные на сходстве поведения (толпа, аудитория). Понятие общества. Социальная система и общество. Факторы, создающие общество. Типы обществ. Глобальное общество. Концепции «массового общества», «индустриального общества», «информационного общества».

Тема 4.5.    Глобальное общество.

Понятие общества. Социальная система и общество. Факторы, создающие общество. Типы обществ. Глобальное общество. Концепции «массового общества», «индустриального общества», «информационного общества». Мировая система и процессы глобализации. Альтернативная концепция общества как социокультурного поля.

Тема 4.6.     Социальная структура и социальная стратификация

общества.

Понятие социальной структуры. Виды социальной структуры. Вертикальная и горизонтальная социальные структуры. Ее основные элементы. Социально-демографическая структура. Социально-профессиональная структура. Структура социальных слоев и классов. Теория стратификации социальных слоев и классов. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Понятие стратификационной системы как системы регулируемого неравенства, критерии стратификации. Виды стратификации.

МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Тема 5.1. Процессы функционирования общества.

Понятие социального процесса. Социальные процессы как форма функционирования и развития социальной системы. Типология социальных процессов. Процессы функционирования. Процессы развития. Переходные процессы. Социализация и адаптация как социальные процессы. Социальное сотрудничество, соперничество, конфликт Виды конфликтов и сферы их проявлений. Социальное равновесие. Процессы социальной дезорганизации и социальной реорганизации. Причины социальной дезорганизации. Формы ее проявления. Социальная реорганизация как процесс новой интеграции социальной системы.

Тема 5.2. Социальная мобильность.

Социальные перемещения (мобильность). Вертикальный и горизонтальный тип перемещений. Индивидуальные и групповые перемещения. Основные характеристики социальных перемещений (направленность, интенсивность, темпы и т.д.). Тип общества и социальные перемещения. Основные формы социальных перемещений. Миграция и эмиграция. Профессиональное продвижение и профессиональная карьера. Вертикальные и горизонтальные типы социальной карьеры.

Тема 5.3. Социальные изменения.

                     Социальные процессы как изменения в социальных системах. Понятие о социальном изменении, развитии, регрессе, прогрессе. Социальное развитие как тип социального изменения. Факторы, обуславливающие социальное развитие: природные, технологические, взаимопроникновение культур, социальные движения, изменения законодательства. Социальные движения. Реформаторские, революционные и экспрессивные движения. Стадии развития социальных движений. Основные теории социальных изменений. Модернизация, глобализация, конвергенция и др.

МОДУЛЬ 6. ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Тема 6.1.     Социология молодежи.

        Социология молодежи как специальная социологическая теория. Понятие о молодежи как социальной группе и ее признаки. Социальные проблемы молодежи. Социальный и биологический возраст. Статус взрослого. Социальная и профессиональная адаптация молодежи. Возраст, социальный опыт и профессиональная карьера в традиционном и индустриальном обществе. Статус молодежи в семье. Профессиональная карьера. Отношение молодежи к коллегам зрелого возраста. Роль образования в социализации молодежи. Проблема длительного образования. Молодежная субкультура, ее альтернативные типы и место внутри культуры общества. Контркультура как молодежная субкультура.

Тема 6.2.     Социология семьи.

Социология семьи как социального института. Понятие о семье и основных типах социальных отношений в ней. Функции семьи в обществе. Структура семьи и факторы, ее определяющие. Типология семей. Нуклеарная семья. Сложная семья. Авторитарная и эгалитарная семья. Фазы возникновения и развития семьи: выбор партнера, период взаимного приспособления, период воспитания детей, период после отделения взрослых детей. Стабильность семьи и факторы, поддерживающие ее. Успех в семейной жизни. Конфликты, напряжения, дезорганизация и распад семьи. Конфликты в семье и их причины. Способы аккомодации при конфликтах и напряжениях. Виды кризисов в семье. Причины ослабления семейных связей и родственных отношений в современной семье.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

(ЭКЗАМЕНУ) по 1 Части «Общая социология»

  1.  Понятие о предмете и структуре социологии как науки.

  2.  Природные и экономические факторы жизнедеятельности общества.

  3.  Культура как ценностно-нормативная структура.

  4.  Личность в социологии. Социальная роль и социальный статус.

  5.  Теория «зеркального Я». Социализация личности.

  6.  Социальное взаимодействие.

  7.  Социальные институты.

  8.  Социальный контроль.

  9.  Социальные общности. Типы.

10.  Социальные группы. Элементы и структура. Виды.

11.  Социальные организации.

12.  Социально-территориальные общности.

13.  Массовые общности.

14.  Общество как социальная система.

15.  Стратификация классов и социальных слоев.

16.  Социальные процессы. Адаптация и социализация.

17.  Социальные процессы: сотрудничество, соперничество, конфликт.

18.  Социальная дезорганизация и реорганизация.

19.  Социальная мобильность.

20.  Социальные изменения, развитие, прогресс и регресс.

21.  Факторы влияющие на социальное развитие.

22.  Социальные движения.

23.  Социальные отклонения. Биологические и психологические концепции

24.  Девиации. Социологические концепции (Э.Дюркгейм, Р.Мертон).

25.  Девиации. Культурологические концепции (Д.Сатерленд, Г.Беккер).

26.  Молодежь как социально-демографическая группа.

27.  Социальный и биологический возраст.

28.  Социальная и профессиональная адаптация молодежи.

29.  Роль образования в социализации молодежи.

30.  Альтернативные типы культуры молодежи.

31.  Семья, ее функции, структура и типология.

32.  Фазы возникновения и развития семьи.

33.  Конфликты, напряжения и кризисы в семье.

34.  Виды кризисов. Способы аккомодации.

35.  Классические социологические теории. Э.Дюркгейм и М.Вебер.

36.  Современные социологические теории: объективистский подход.

37.  Русская социология ХIХ и ХХ века.

38.  Социальные процессы. Социальные изменения.

39.  Революционные движения.

40.  Реформаторские движения.

41.  Виды социальной мобильности.

42.  Первичные, вторичные, референтные социальные группы.

43.  Малые и большие социальные группы.

44.  Идеальный тип бюрократии М. Вебера.

45.  Социология города. Проблемы существования и развития городов.

46.  Традиционный и современный образ жизни.

47.  Деревня как социально-территориальная общность.

48.  Общество как социальная общность. Признаки общества.

49.  Современные социологические теории, субъективистский подход.

50.  Социальная роль, ролевой набор и ролевой конфликт.

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.  Кравченко. Социология. – М., 2006.

2.  Социология. / Под ред. Скворцова Н.Г. – СПб., 2006.

3.  Социология. / Под ред. Иванова Д.В. – СПб., 2005.

4.  Социология. / Под ред. П.С.Емшина, Д.З.Мутагирова, Н.Г.Скворцова – СПб., 2004.

5.  Фролов С.С. Социология. – М., 2007.

Дополнительная:

  1.  Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

  2.  Смелзер Н. Социология. – М., 1998.

  3.  Аберкромби Н., Стивен Х., Тернер С. Социологический словарь. – М., 2000.

  4.  Култыгин В.И. Классическая социология. – М., 2000.

  5.  Плахов В.Д Западная социология. – СПб., 2000.

  6.  Поннер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.

  7.  Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  8.  Дюркгейм Э. Социология. – М., 1995.

  9.  Социология на пороге XXI века. – М., 1998.

10.  Социология: классические и современные парадигмы. – М., 1998.

11.  Теория общества. – М., 1999.

12.  Социология в России. Под ред. В.А.Ядова. – М., 1998.

13.  Социология молодежи. – СПб., 1996.

14.  Американская социологическая мысль. Тесты. – М.: МГУ, 1994.

15.  Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

16.  Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1995.

17.  Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. – СПб., 1993.

18.  Штомика П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

19.  Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс, 1993.

20.  Кукушкина Е.И. Русская социология XIX – начала XX века. – М., 1993.

21.  Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992.

22.  Борисова Н.Л. История русской социологии. – М., 1992.

23.  Антология русской классической социологии. – М., 1995.

24.  Дюркгейм Э. Самоубийство. – СПб., 1996.

25.  Русская социология: Тексты. – М., 1997.

26.  Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998.

27.  Сорокин П. Социальная и культурная динамика. – СПб., 2000.

28.  Турен А. Возвращение человека действующего – М., 1998.

29.  Бурдье П. Социология политики.

30.  История социологии в России. – М., 1998.

31.  Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

32.  Девятко И.Б. Методы социологического исследования. – Екатеринбург, 1998.

33.  Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М., 1998.

34.  Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в новых социологических исследования. - М., 1999.

35.  Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 1998.

36.  Семенов В.Е. Качественная социология. – СПб., 1999.

37.  Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996.

38.  Основы прикладной социологии. – М., 1996.

39.  Практикум по прикладной социологии. – М., 1992.

40.  Томпсон Дж., Пристли Дж. Социология. – М., 1998.

7. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЙ К НИМ.

Занятие 1. Классические и современные социологические теории.

Вопросы:

  1. Э. см Дюркгейм: Основные труды и положения объективистского подхода.
  2. М. Вебер. Основные положения субъективистского подхода и важнейшие работы

Похожие материалы

Информация о работе