Курс «Педагогика»
Требования к уровню освоения знаний
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
- основные этапы и тенденции становления педагогики в системе гуманитарных наук, понимать ее социальную значимость и связь с другими науками;
- уровень необходимой общей и профессиональной педагогической культуры, достаточный для выполнения различных социально-педагогических ролей: социальных работников, социальных психологов, психологов-педагогов, родителей и специалистов в гуманитарных сферах деятельности;
- основные категории и понятия педагогики, современные социально-педагогические проблемы, их значимость и место в развитии общества
- педагогические технологии практической деятельности и уметь постоянно обогащать их путем самообразования и повышения своей педагогической квалификации.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (В МОДУЛЬНОМ ВАРИАНТЕ)
МОДУЛЬ 1ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1.1. Предмет и основные этапы развития педагогики.
Предмет педагогической науки: объект, предмет, задачи и методы. Система педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками.
Тема 1.2. Методология и методы педагогических исследований.
Понятие "методология" педагогической науки. Методологическое обеспечение преобразований в педагогической практике. Методы педагогических исследований. Классификация и сущность, их характерные особенности.
Тема 1.3. Целеполагание в педагогике.
Понятие цели воспитания и образования. Иерархия принципов и целей воспитания и образования. Педагогические цели и образовательные модели и стандарты. Стратегия развития личностно-ориентированной модели образования и воспитания в России. Гуманизация образования и воспитания как ведущее направление в мировой педагогической практике.
МОДУЛЬ 2.ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Тема 2.1. Концепция развития образования в России.
Образовательная система России. Основные направления развития образования на рубеже веков и ее место в мировом педагогическом опыте. Образование как общечеловеческая ценность. Социальные функции образования. Концепция развития непрерывного образования.
Тема 5. Вопросы управления и методической работы в образовательном учреждении.
Задачи управления образовательным учреждением. Задачи персонального, коллегиального, технологического и стратегического уровней управления. Виды и структура образовательных учреждений. Финансирование и контроль в образовательном учреждении.
Содержание и методика работы педагогического совета. Предметные методические объединения. Самообразование учителей. Общечеловеческие ценности как основа формирования профессионализма педагога.
Тема 2.2. Основные положения "Закона об образовании".
Закон Российской Федерации "Об образовании". Глава 1 - Общие положения (статьи 1-7). Глава 2 - Система Образования (статьи 8-27). Глава 3 - Управление системой образования ( статьи 28-38). Глава 4 - Экономика системы образования (статьи 39-49). Глава 5 - Социальные гарантии реализации прав граждан на образование (статьи 50 - 56). Глава 6 - Международная деятельность в области образования (статьи 57-58).
Тема 2.3. Личность как субъект собственного развития в образовании.
Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и сущность развития ребенка. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии. Взаимосвязь воспитания и развития. Проблема возраста и формирование индивидуальности. Личность как субъект собственного развития. Возрастной подход в образовании и воспитании.
МОДУЛЬ 3.ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Тема 3.1. Дидактика как теория обучения.
Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции. Современные технологии обучения. Образовательные стандарты. Гуманистическая направленность содержания обучения.
Тема3.2. Принципы и функции обучения.
Дидактические принципы обучения как категории дидактики и их реализация в современных условиях. Законы и закономерности обучения. Характеристика принципов обучения. Движущие факторы процесса обучения. Обучающие модели и воспитательные функции обучения.
Тема 3.3 . Процесс обучения как целостная система.
Обучение как педагогический процесс. Характеристика процесса обучения как целостной динамической системы. Цикличность процесса обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Функции учителя и обучаемых в различных видах учебной деятельности. Информатизация обучения. Развивающее обучение. Технология обучения.
Тема 3.4. Методы, средства и формы обучения.
Понятие и сущность метода и приема обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения. Понятие средства обучения и их классификация. Материальные средства обучения. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации. Современные технологии обучения: традиционные и нетрадиционные.
Тема 3.5. Мониторинг качества образования и обучения.
Мониторинг качества образования - актуальная проблема современности. Качество образования: понятие, подходы, тенденции. Технологии контроля качества образовательной деятельности образовательного учреждения. Проверка и оценка результатов обучения. Виды контроля, оценки и учета результатов в учебно-познавательной деятельности учащихся.
МОДУЛЬ 4. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Тема 4.1. Воспитание как социально-педагогическое явление.
Понятие "воспитание", "самовоспитание", "перевоспитание". Закономерности и принципы воспитательного процесса. Воспитание как конкретная историческая категория. Воспитание как идея гармонического формирования и развития личности. Сущность, показатели и критерии воспитанности.
Тема 4.2. Философия воспитания в отечественной и зарубежной педагогической практике.
Тип личности и модели воспитания. Современные концепции воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Технократическая педагогика. Гуманистическая педагогика. особенности Санкт-Петербургской концепции воспитания. Теории социального воспитания в современной науке о человеке. Соотношение понятий: «развитие», «социализация» и «воспитание»
Тема 4.3. Формы, методы и средства воспитательного процесса.
Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Система средств воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Общая характеристика форм и методов воспитания, их классификация. Особенности подготовки и проведения воспитательного мероприятия в образовательном учреждении. Педагогика сотрудничества.
Тема 4.4. Детский коллектив как субъект воспитания личности.
Типы детских коллективов. Особенности педагогического руководства детским коллективом. Характеристика закономерностей и принципов воспитания в детском коллективе. Педагогическое руководство по формированию коллективных традиций и органов самоуправления. Педагогическое общение и этика: сущность, структура и стиль. Требование к личности педагога.
Тема 4.5. Основы семейного воспитания.
Семья как важнейший институт воспитания личности ребенка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.