Задания для самостоятельной работы по дисциплине "Теория межличностного общения"

Страницы работы

Содержание работы

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Вопросы для самопроверки:

1.Чем отличается понятие «межличностное взаимодействие» от понятия «межличностное общение»?

2. Возможна ли социальная жизнь без ритуалов?

3. Назовите цель взаимодействия между людьми на поло-ролевом уровне.

4. Э. Берн разделяет собственно ритуалы и ритуальное времяпрепровождение. Что общего и в чём разница между этими способами структурирования времени?

5. Согласны ли вы с тем, что манеру держаться, можно рассматривать как ритуальное поведение?

6. Чем, на ваш взгляд, отличаются способы выражения благодарности: а) между мужчинами; б) между женщинами; в) между мужчинами и женщинами?

7. Является ли поздравительная открытка с Днём рождения ритуальным жестом? Почему?

8. Как объясняется то, что в психосексуальном взаимодействии наибольшей культурной типизации подвергаются мимика и жесты?

9. Перечислите общие закономерности процесса межполового восприятия.

10. Какие факторы влияют на оптимальное восприятие мужчиной женщины?

11. Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человеком человека?

12. От чего зависит наше первое впечатление о человеке? Укажите психологические особенности участников общения, усиливающие влияние первого впечатления на восприятие.

13. Назовите типовые схемы запуска «эффекта ореола».

Решите практические ситуации и подготовьтесь к их обсуждению.

Ситуация 1.

Две женщины и их дочери - подростки находились за городом на отдыхе. Недалеко от них несколько молодых парней готовили лодку к отплытию. Увидев их, девочки громко смеялись, перебрасывались пустыми фразами, жеманичали. На замечания матери они дружно возражали.

Какие психологические особенности проявляются в поведении девочек?

Какие методы психолого-педагогического воздействия были бы правильны в такой ситуации?

Ситуация 2

На уроке во время объяснения нового материала учитель увидел, как ученики передают записку по классу. Учитель отобрал её и стал разворачивать. 9-тиклассница с первой парты попросила: "Не читайте, пожалуйста". Но учитель стал читать вслух: "Беда не в том, что ты меня не любишь …" класс возмущенно зашумел.

А вы как поступили бы на его месте?

Ситуация 3

Девятиклассник Алёхин ударил в коридоре своего одноклассника за услышанную пошлость в адрес девочки прошедшей мимо. Дежурный учитель отвел Алехина к завучу и объявил, что тот учинил драку.

Девочку, которая знала причину драки, завуч и учитель не захотели выслушать, оборвав её: "Рано еще кавалеров отстаивать!".

Проанализируйте действия учителей. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация 4

Вы заметили, что Ваш младший брат 14 лет пренебрежительно относятся к девочкам-сверстницам.

Как вы будете на это реагировать? Какие формы воздействия вы используете для мальчика, чтобы способствовать развитию положительного рыцарского отношения к девочкам?

Ситуация 5

Учительница математики увидела после 21 часа двух своих учащихся 10 класса на улице. Девушка восторженно читала стихи о любви, парень, держа её за руку, внимательно слушал. Учительницу они не заметили.

Назавтра на уроке учительница сказала:

-   Комарова, а ты, оказывается, говорить умеешь. Теперь понятно, почему ты математики не знаешь. Тебе некогда её за любовными стихами учить?

Ученица вздохнула и выбежала из класса.

-   Вы, вы …, запинаясь начал ученик, - Вас потому и муж бьёт! - выпалил он и тоже выбежал из класса.

К каким отрицательным последствиям психосексуального развития личности ведёт такая позиция учителя?

Ситуация 6

Ученица 10 класса подошла к классному руководителю и, залившись краской, спросила: «Неля Владимировна, а когда можно целоваться с мальчиком? В первый вечер или через месяц знакомства?»

Как Вы ей ответите?

Ситуация 7

В 9 классе шло родительское собрание. Вдруг послышался возглас:

- До каких пор ваш сын будет ухаживать за моей дочерью?

-   А что он, по-вашему, недостоин вашей дочери?

Классный руководитель сказала:

-   Да, уважаемые родители, вы должны знать, что ваши дети только и занимаются ухаживанием, "любовью". Так вот это надо пресечь, чтобы к выпускным экзаменам нам не пришлось нянчить детей.

Дайте оценку действиям учителя. Какие педагогические просчёты были им допущены?

Ситуация 8

Деньги в доме всегда лежать на видном месте. Сын взял 100 рублей без спроса и истратил на подарки маме и сестре к 8 марта.

Как отреагировать родителям?

Ситуация 9

Дочь 15 лет подходит к матери со слезами и говорит о том, что узнала об измене отца. Мама тоже знала об этом, но скрывала от дочери.

Как теперь ей всё это объяснить?

Ситуация 10

-   Анна Ивановна, я не готов к уроку! - обратился на перемене к учителю 10-тиклассник.

-   Снова? Почему? - возмутился учитель.

-   Я, я … - ученик запнулся.

-   Ах, ясно! Ты ведь вчера целый вечер стоял со Светланой, а ведь рано еще амуры разводить …

А вы бы на её месте?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Послушайте и посмотрите выступления двух-трёх ведущих прямого эфира на телевидении. Оцените их речь с точки зрения гендерных различий использования интонаций, жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии.

Задание 2. Обратите внимание на то, как влияют на восприятие содержания сообщения такие детали в образе ведущего, как цвет и стиль одежды, украшения, косметика, причёска (с учётом межполовых различий).

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Взаимоотношение девушки и мамы в период романтико-эротической стадии развития (13-15 лет).

2. Роль отца в психосексуальном развитии детей разного возраста.

3. Дуализм "любви" и "секса".

Похожие материалы

Информация о работе