определяющим в соотношении свободы каждого со свободой других. Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода члена общества как человека; 2) равенство его с другими как подданного; 3) самостоятельность члена общества как гражданина.
Более четко различия между гражданским обществом проводил Вильгельм Гумбольт (немецкий философ, филолог, дипломат, государственный деятель). Он выделил три основных различия между государством и гражданским обществом:
1) система национальных, общественных учреждений, формируемых «снизу» самими индивидами, и система государственных институтов;
2) естественное, общее право и позитивное право, декларируемое государством;
3) человек и гражданин.
Гегель обосновал понятие гражданского общества как сферу деятельности различных общественных институтов. Основополагающие принципы, на базе которых функционирует гражданское общество, это, наряду с частной собственностью и личной свободой, «публичность» и «всеобщая осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые законы. Называя государство «политическим телом», Гегель прямо противопоставлял его гражданскому обществу. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством. Оно вместе с семьей составляет базис и способ существования государства, зависит от государства и в какой-то мере поглощается им.
Гегель изображал гражданское общество как раздираемое противоречиями, антагонистическое, «как войну всех против всех» и в то же время говорил о нем как о системе всесторонней зависимости, где «пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены». Если государство соединяется с гражданским обществом, то тем и достигается высшая цель, ради которой люди объединяются.
Актуально суждение Гегеля о том, что и гражданское общество, и государство в своем противоречивом единстве могут существовать лишь на базе множества сословий, иначе говоря, при развитой социальной структуре общества. Жизнь подтверждает, что бедность, неразвитость социальной структуры и формирование слияния социальных слоев общества являются питательной средой для диктаторских режимов.
Вслед за Гегелем К. Маркс утверждал, что в реальном обществе неизбежно разделение на политическое общество - государство и гражданское общество, которое является, по существу, буржуазным (немецкий язык помогает такому толкованию: «буржуазный» и «гражданский» - одно значение). Однако равные договорные отношения государства и общества, которые Гегель отверг в пользу государства, Маркс отверг в пользу общества. К. Маркс смотрел на гражданское общество сквозь призму экономических отношений, наличие рынка и делал вывод о ненужности гражданского общества при социализме.
В. И. Ленин отказался даже от самого термина «гражданское общество». Это объясняется сугубо негативным отношением Маркса и марксистов ко всей «буржуазной» политической сфере, которая должна прекратить свое существование после пролетарской революции.
Основатель итальянской коммунистической партии А. Грамши считал, что в будущем гражданское общество поглотит государство. Это будет уже не политическое, а этическое государство с воспитательными и нравственными функциями.
Рассмотрение генезиса понятия «гражданское
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.