Вопросы к работе И.Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

пользу для своей общины из положений, которые сам не подписал бы с полной уверенностью, но к изложению которых он тем не менее выражает готовность, так как все же не исключена возможность, что в них скрыта истина и что, по крайней мере, во всех случаях они не содержат ничего, что противоречило бы внутренней религии. Ведь если бы он думал, что здесь можно найти противоречие, он не мог бы по совести отправлять свою службу и должен был бы сложить с себя [свой сан]. Следовательно, применение священником, поставленным в качестве учителя, своего разума перед свой паствой, есть только частное его применение, потому что [его] паства всегда составляет лишь домашнее, хотя и достаточно большое собрание [людей], ввиду чего, будучи священником, он не свободен и не может быть свободным, так как выполняет чужое поручение. Напротив, в качестве ученого, говорящего посредством сочинений с собственной публикой, а именно с миром, следовательно, при публичном применении своего разума, духовное лицо располагает неограниченной свободой пользоваться своим собственным разумом и говорить от своего собственного лица. В самом деле, полагать, что сами опекуны народа (в духовных вещах) опять-таки должны быть несовершеннолетними, было бы нелепостью, увековечивающей [другие] нелепости.

Но не было бы вправе некое сообщество духовных лиц, нечто вроде церковного собрания, или некий уважаемый класс (как он сам себя именует в Голландии) клятвенно обязать всех к принятию определенного неименного символа для того, чтобы ввести постоянную верховную опеку над каждым своим членом и через них над народом и даже увековечить его? Я говорю: это совершенно невозможно. Ведь подобный договор, заключенный на все времена с целью удержать человеческий род от дальнейшего просвещения, был бы недействительным, даже если бы он был утвержден верховной властью, рейхстагом и самыми торжественными мирными договорами. Ни одна эпоха не может связать себя обетом и поклясться в том, что она поставит следующую [эпоху] в [такое] положение, когда для той стало бы невозможно расширить свои (прежде всего настоятельно необходимые) познания, избавиться от ошибок и вообще двигаться вперед в просвещении. Это было бы преступлением против человеческой природы, первоначальное предназначение которой состоит как раз в таком поступательном движении; и будущие поколения имели бы, таким образом, полное право отбросить подобные решения как неправомочно и кощунственно принятые. Критерий всего того, что может быть принято в качестве закона для народа, заключается в вопросе: принял бы народ сам для себя такой закон? Правда, он мог бы быть принят на какое-то короткое время, как бы в ожидании чего-то лучшего, просто для введения определенного порядка; вместе

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Задания на контрольные работы
Размер файла:
63 Kb
Скачали:
0