На следующем этапе необходимо проанализировать показатели использования основных факторов производства ЧУП «Быховская автоколонна», начальной стадией которого является анализ использования основных производственных фондов (ОПФ). При проведении анализа использования и эффективности ОПФ необходимо оценить их наличие, состав и структуру. Данный анализ представлен в таблице 2.3, исходные показатели для которой были взяты из Раздела I «Основные средства и нематериальные активы» «Приложения к балансу» (Приложение Б).
Таблица 2.3 – Состав и структура основных средств
Группа основных фондов |
2009 год |
2010 год |
Абсолютное изменение (+, –) |
Темп роста, % |
|||
Сумма, млн. руб. |
удельный вес, % |
Сумма, млн. руб. |
удельный вес, % |
Суммы, млн. руб. |
удельного веса, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Здания и сооружения |
181,5 |
14,11 |
202,5 |
13,55 |
21 |
-0,56 |
111,57 |
Машины и оборудование |
53 |
4,12 |
60 |
4,01 |
7 |
-0,11 |
113,21 |
Транспортные средства |
1038 |
80,68 |
1218 |
81,47 |
180 |
0,79 |
117,34 |
Прочие основные средства |
14 |
1,09 |
14,5 |
0,97 |
0,5 |
-0,12 |
103,57 |
Итого |
1286,5 |
100 |
1495 |
100 |
208,5 |
- |
116,21 |
В целом общая среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 208,5 млн. руб. (на 16,21 %). Следует отметить, что данная положительная динамика наблюдалась и по каждой группе основных средств в отдельности, причём это увеличение происходило примерно одними и теми же темпами за исключением прочих основных фондов, среднегодовая стоимость которых увеличилась всего на 0,5 млн. руб. (на 3,57 %). Наибольшими же темпами выросла среднегодовая стоимость транспортных средств (на 180 млн. руб. или на 17,34%), т. е. активной части основных производственных фондов. Такой достаточно значительный рост повлиял и на структуру ОПФ, удельный в которой активной части увеличился на 0,79%, а доли остальных групп ОПФ имели тенденцию к снижению. Исходя из всего выше сказанного можно заключить, что политика обновления ОПФ данного предприятия носит точечный характер и направлена на расширенное воспроизводство именно тех групп ОПФ, которые либо принимают непосредственное участие в процессе перевозок, либо в обслуживании этого процесса.
Рисунок 2.1 – Структура основных производственных фондов за 2009 – 2010 г.
Следующей стадией анализа ОПФ является анализ их движения и технического состояния, который представлен в таблице 2.4, исходные данные для которой были взяты из Раздела I «Основные средства и нематериальные активы» «Приложения к балансу» (Приложение Б).
Таблица 2.4 – Показатели движения и технического состояния основных средств
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
Абсолютное изменение (+,–) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стоимость ОПФ на начало года, млн. руб. в том числе по активной части |
1123 881 |
1450 1195 |
327 314 |
129,12 135,64 |
Поступило ОПФ, млн. руб. в том числе по активной части |
359 346 |
106 62 |
-253 -284 |
29,53 17,92 |
Выбыло ОПФ, млн. руб. в том числе по активной части |
32 32 |
16 16 |
-16 -16 |
50 50 |
Износ ОПФ, млн. руб. в том числе по активной части |
634 451,3 |
773 557,78 |
139 106,48 |
121,92 123,59 |
Стоимость ОПФ на конец года, млн. руб. в том числе по активной части |
1450 1195 |
1540 1241 |
90 46 |
106,21 103,85 |
Окончание таблицы 2.4
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.