На следующем этапе необходимо проанализировать показатели использования основных факторов производства ЧУП «Быховская автоколонна», начальной стадией которого является анализ использования основных производственных фондов (ОПФ). При проведении анализа использования и эффективности ОПФ необходимо оценить их наличие, состав и структуру. Данный анализ представлен в таблице 2.3, исходные показатели для которой были взяты из Раздела I «Основные средства и нематериальные активы» «Приложения к балансу» (Приложение Б).
Таблица 2.3 – Состав и структура основных средств
| 
   Группа основных фондов  | 
  
   2009 год  | 
  
   2010 год  | 
  
   Абсолютное изменение (+, –)  | 
  
   Темп роста, %  | 
 |||
| 
   Сумма, млн. руб.  | 
  
   удельный вес, %  | 
  
   Сумма, млн. руб.  | 
  
   удельный вес, %  | 
  
   Суммы, млн. руб.  | 
  
   удельного веса, %  | 
 ||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
  
   6  | 
  
   7  | 
  
   8  | 
 
| 
   Здания и сооружения  | 
  
   181,5  | 
  
   14,11  | 
  
   202,5  | 
  
   13,55  | 
  
   21  | 
  
   -0,56  | 
  
   111,57  | 
 
| 
   Машины и оборудование  | 
  
   53  | 
  
   4,12  | 
  
   60  | 
  
   4,01  | 
  
   7  | 
  
   -0,11  | 
  
   113,21  | 
 
| 
   Транспортные средства  | 
  
   1038  | 
  
   80,68  | 
  
   1218  | 
  
   81,47  | 
  
   180  | 
  
   0,79  | 
  
   117,34  | 
 
| 
   Прочие основные средства  | 
  
   14  | 
  
   1,09  | 
  
   14,5  | 
  
   0,97  | 
  
   0,5  | 
  
   -0,12  | 
  
   103,57  | 
 
| 
   Итого  | 
  
   1286,5  | 
  
   100  | 
  
   1495  | 
  
   100  | 
  
   208,5  | 
  
   -  | 
  
   116,21  | 
 
В целом общая среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 208,5 млн. руб. (на 16,21 %). Следует отметить, что данная положительная динамика наблюдалась и по каждой группе основных средств в отдельности, причём это увеличение происходило примерно одними и теми же темпами за исключением прочих основных фондов, среднегодовая стоимость которых увеличилась всего на 0,5 млн. руб. (на 3,57 %). Наибольшими же темпами выросла среднегодовая стоимость транспортных средств (на 180 млн. руб. или на 17,34%), т. е. активной части основных производственных фондов. Такой достаточно значительный рост повлиял и на структуру ОПФ, удельный в которой активной части увеличился на 0,79%, а доли остальных групп ОПФ имели тенденцию к снижению. Исходя из всего выше сказанного можно заключить, что политика обновления ОПФ данного предприятия носит точечный характер и направлена на расширенное воспроизводство именно тех групп ОПФ, которые либо принимают непосредственное участие в процессе перевозок, либо в обслуживании этого процесса.


Рисунок 2.1 – Структура основных производственных фондов за 2009 – 2010 г.
Следующей стадией анализа ОПФ является анализ их движения и технического состояния, который представлен в таблице 2.4, исходные данные для которой были взяты из Раздела I «Основные средства и нематериальные активы» «Приложения к балансу» (Приложение Б).
Таблица 2.4 – Показатели движения и технического состояния основных средств
| 
   Наименование показателя  | 
  
   2009 год  | 
  
   2010 год  | 
  
   Абсолютное изменение (+,–)  | 
  
   Темп роста, %  | 
 
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
 
| 
   Стоимость ОПФ на начало года, млн. руб. в том числе по активной части  | 
  
   1123 881  | 
  
   1450 1195  | 
  
   327 314  | 
  
   129,12 135,64  | 
 
| 
   Поступило ОПФ, млн. руб. в том числе по активной части  | 
  
   359 346  | 
  
   106 62  | 
  
   -253 -284  | 
  
   29,53 17,92  | 
 
| 
   Выбыло ОПФ, млн. руб. в том числе по активной части  | 
  
   32 32  | 
  
   16 16  | 
  
   -16 -16  | 
  
   50 50  | 
 
| 
   Износ ОПФ, млн. руб. в том числе по активной части  | 
  
   634 451,3  | 
  
   773 557,78  | 
  
   139 106,48  | 
  
   121,92 123,59  | 
 
| 
   Стоимость ОПФ на конец года, млн. руб. в том числе по активной части  | 
  
   1450 1195  | 
  
   1540 1241  | 
  
   90 46  | 
  
   106,21 103,85  | 
 
Окончание таблицы 2.4
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.