Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Судовые промысловые машины и механизмы", страница 16

К первой группе относятся многооперационные, комбинированные и однооперационные лебедки.

Однооперационные лебедки выполняют как правило одну операцию и имеют соответствующее название: ваерные, кабельные, вытяжные,  кабельно-сетные, кабельно-вытяжные.

Вторую группу составляют грузовые лебедки, лебедки кабеля сетного зонда, шпили, грузовые и промысловые краны, стрелы и кранбалки, вьюшки для канатов, спускные лебедки для сброса мешка в воду и др. механизмы.

В третью группу входят: рабочая промысловая палуба, слип, траловые дуги и подвесные блоки, ролики, ролы, тали и др.

Многооперационная лебедка позволяет выполнять все операции  тралового лова. Она имеет один привод на несколько барабанов.

Наиболее удобно выполнять промысловые операции ваерными лебёдками, установленными  в кормовой части у ваерных блоков. Многооперационная лебёдка устанавливается у надстройки в конце промысловой палубы. При этом создаются неудобства, и повышается опасность для работающих от ваеров, проходящих под нагрузкой через всю промысловую палубу.

Комбинированные лебедки имеют в своем составе  барабаны для работы на двух или нескольких видах лова, например на траловом и кошельковом (тралово-сейнерная лебедка).

Вытяжные (гиневые) лебедки используются для подъема мешка по слипу и вспомогательных операций.Промыслово-грузовые лебедки применяются для вспомогательных и грузовых операций. Устанавливаются в кормовой части судна вблизи порталов,  грузовых колонн или в районе грузовых стрел.

Для механизации выборки сетной части применяется канатная дорога, которая механизирует доставку гака с вытяжным концом к слиповой канавке для стропления.

Более высокий уровень механизации при выборке кабелей и канатно-сетной части  обеспечивает кабельно-сетной барабан, который имеет 2 кабельных и одну сетную втулку. На барабан последовательно наматывают кабели, голые концы, канатную и сетную части трала.  Кабельно-сетные барабаны устанавливаются  в конце промысловой палубы у надстройки судна.  

        Наибольшее применение на траулерах имеют кормовые промысловые схемы, которые классифицируются по следующим признакам.

1.  По количеству рабочих траловых систем на палубе судна – однотраловая, двухтраловая (дубль) и многотраловая.

2.  По конструкции кормовой оконечности судна – слиповые, полуслиповые и безслиповые.

3.  Промсхема с однооперационными и многооперационными лебёдками.

4.  По способу подъема мешка с уловом на палубу судна – с полным подъемом, с порционным подъемом, без подъема

Выполняется студентами

 1.  Эскиз промысловой палубы траулера с обозначением оборудования, необходимого для выполнения операций при работе тралом по заданной схеме.

 2.   Защита выполненного задания.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные операции выполняемые при работе с тралом.

2. Назовите состав оборудования промыслового комплекса траулера.

3. Требования к расположения траловых лебёдок на промысловой палубе.

4. По каким признакам классифицируются промысловые схемы траулеров.

Литература:   [1], [2].

Литература

1. Карпенко В.П., Торбан С.С. «Механизация и автоматизация процессов промышленного рыболовства». М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.

 2  Торбан С.С., Карпенко В.П. «Механизация и автоматизация процессов промышленного рыболовства». М.: Агропромиздат, 1986. –304 с.

3. Механизация, автоматика и автоматизация процессов промышленного рыболовства. Методические указания к практическим занятиям для студентов – заочников по специальности «Промышленное рыболовство». Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, 1988. – 104 с.

4. Справочник промысловика.   233. 04 – 3068 – 132. Севастополь,  «Югрыбтехцентр», 1991.– 522 с.