14. Заподная философия 19-20 вв.
Начиная с середины 19 в. появление неклассической философии. Классическая философия от античности до Гегеля – «разумная», опиралась на силу разума и считала определяющим моментом действительности - сущность. Отсутствует человек. В основе возникновения неклассической философии находится интерес к тем сторонам жизни и жизнедеятельности человека, которые не выражались в классике.
Огромное количество фил. школ и направлений. Из немецкой классики миром правит разум(апогей рационализма).
Французская революция многих вдохновила, но результаты были горькие. Оказалось, что человек не только способен к добру, но и к деструктивности. В ХIХ в. постепенно приходит разочарования в достижениях науки.
Наука создала оружие, которое угрожает жизни человека. ХХ в. начался с войн.
Возникал вопрос: '' Почему Бог наказывает людей, откуда в мире столько насилия, жестокости?''
Необходимо создать антроподоцею – оправдание человека. Философы задают вопрос: Почему человек по образу Бога , но у него есть зло? К кризису приходят наука и философия. В середине ХIХ в. происходит процесс радикальной переоценки ценности. На смену национальной традиции приходит иррациональная. На смену классическим правилам и образцам приходят новые.
Артур Шопенгауэр – представитель новой философии. В лице Гегеля и Ш. происходит столкновение классики и не классики. За 10 лет до смерти слава достигла Ш. Он произвел впечатление на Вл. Соловьёва(отца рус. фил.) и Л. Толстого. С ХIХ в. западное общество находится в ситуации затруднения кризиса. Техника и технология подавляет качественные возможности человека. Техника подчиняет человека. Технократизм - власть техники. Освобождение человека от Бога (но это оказалось страшным). В ХIХ в. Бог умер из сознания людей. На место Бога люди ничего не придумали, образовался моральный вакуум. Утрачен смысл личностного проживания, развития цивилизации. Современное общество людей усредняет (так как при этом ими легче управлять). Идут процессы индивидуализации человека и процессы обезличивания. Люди подстраиваются в зависимости от ситуации. Люди задаются вопросом: Для чего жить как все
В 1918г. появилась работа Шпенглера «Закат Европы». Размышляет о духовном мире запада. Человечество развивается вспышками. Когда-нибудь и где-нибудь возникает культура, о которой в последствие узнают другие. Западная Европа иссякла в продуцировании идей, которые могли бы открыть перспективы человечества. Русский Север еще сохранил русские традиции.
Поднимаются проблемы человека, науки, сциентизма и антисциентизма. Наука – это добро или зло? Проблемы возможности познания мира. Философия опускается до потребностей человека, (а не как у Канта и Гегеля), необходимо рассматривать человека как цельное существо (чувствующее, эмоциональное, интуитивное). Человек не всегда отдает себе отчет. Из всей этой классики остались популярными:
- неокантианство (2 школы);
- неогегелианство;
- платонизм, аристотелизм, взгляды Декарта, Спинозы;
- неотомизм – Фома Аквинский (религиозное направление).
Из не классики:
- философия жизни;
- неопозитивизм;
- прагматизм;
И в последнее время:
- персонализм;
- феноменология;
- философская антропология;
- франкфуртская школа;
- герменевтика;
- экзистенциализм;
- постпозитивизм;
Проблема человека в философии ХХ века (экзистенциализм, психоанализ, философия жизни).
Вопрос «Что есть человек?» является исходным и основным во всей истории философской антропологии. Каждая эпоха дает на него свой специфический ответ. Философское знание, как известно, органически включено в контекст общей логики развития культуры, всех ее важнейших составляющих. История антропологических учений свидетельствует, что идея человека развивалась на стыке таких важнейших взаимодействующих м/у собой компонентов культуры, как религия и мораль, наука и техника, город и демократия. Но начало ХХ в., как и конец ХIХ в., ознаменован войнами, созданием мощного оружия. Возникал вопрос: Почему Бог наказывает людей, откуда в мире столько насилия и жестокости? Человечество теряет смысл жизни, потеряв веру в Бога и попав под власть техники. Современное общество людей обезличивает, усредняет (т. к. ими легче управлять). Идут процессы индивидуализации и обезличивания человека. Люди подстраиваются в зависимости от ситуации. Задаются вопросом: Для чего вся эта жизнь как у всех? Проблема человека открывается в новом свете. В проблеме человека философия опускается до потребностей человека, ( а не как у Канта и Гегеля). Теперь необходимо рассматривать человека как цельное существо (чувствующее, эмоциональное, интуитивное). Человек не всегда отдает себе отчет в своих действиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.