19. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.
ЗНАНИЕ – объективная реальность данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает и реально воспроизводит объективные и закономерные связи реального мира.
ПОЗНАНИЕ – обусловленный общественной исторической практикой процесс приобретения и развития знания и его постоянное углубление и совершенствованию.
Каков источник наших знаний?
Объект познания – весь окружающий человека мир.
Субъект – человек и общество.
Мир развивался, но не разделялся на объект и субъект. Вещи существуют вне нас, но в качестве объекта познаний они выступают тогда, когда на них нацелена практическая деятельность человека. Вещь – не объект до познания.
Подчеркивали роль языка, роль слова в познавательном процессе, способствовало развитию логики.
Три пути познания:
· Путь паука (схоласты)
· Путь муравья
· Путь пчелы
Главное внимание сосредоточилось на анализе отличии гуманитарных знаний от естественных.
Для гуманитарных знаний характерна диалогичность.
Для естественных – монологичность.
Центральная проблема – проблема понимания. Всякое познание основывается на понимании.
1. рассматривание понимания как постижение смысла
2. первоначальной формой понимания является разговорное, понимание языковых выражений.
3. всякое понимание есть постижение истины
Не существует фактов склонения к той или иной точке зрения. Каждый факт пропитан теорией. Смысл извлекается разумом, поэтому не приходится говорить о нем как о чем-то внутренне присущем. Мир существует вне разума, его познание невозможно без знаний.
Безысходность, неразрешимость ситуации называют двойной узел. Предпосылки двойного узла проявляются в сложной политике:
· человек получает не связанные друг с другом элементы информации
· человек порождает в себе и удерживает в сознании чуждую реальность
Создается впечатление, что человеку приписываются 2 вещи:
- бороться и искать
- знать, что та самая вселенная всецело безразлична к нам
Такая ситуация не постижима для ума, человек отчаянно сопротивляется, неизбежно пытается исказить внутреннюю или внешнюю реальность. Существует стратегия бегства. Иначе – психологическое расстройство. Современный человек не беззащитен, он активен, старается освободиться от власти природы, подчинить её себе.
Ключ к проблеме познания необходимо искать в разуме, а не в мире.
Нет чистого чувственного и чистого логического познания. Чувственное познание – это непосредственное отражение, постигающее внешнюю сторону процессов познания, Его формы: ощущение, восприятие, представление. Логическое или разумное познание направленно на постижение сущности внутренней закономерности явлений и процессов. Формы: сознание, умозаключение, понятие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.