Взаимосвязь личности и общества, страница 7

Добиться высоких результатов в учебе и т.д., получить поощрение могут не все, а поэтому стремятся использовать незаконные средства. В отдельных случаях незаконное средство становиться нормой поведения большинства членов группы и получают легитимность в общественном мнении.

5.  Культурологическая теория (Селмен , Миллер , Оумен и др,)

Эти ученые обосновали, что причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры.

Например: В преступной организации субкультура противоречит общественной. Данная субкультура регулирует поведение людей по собственным ценностям.

Пример: В отдельных частях господствуют мнение, что “дедовщина” единственное средство достижения высокой боевой готовности.

Субкультура “дедов” выражает их интересы удовлетворить чувство превосходство над сослуживцами, избежать трудности воинской службы за счет перекладывание своих обязанностей на других военнослужащих.

6.  Теория стигматизации (клеймения) Г,Беккер ,1963 год,

Суть теории, девиация является результатом клейма, которое группы, обладающие властью ставят на поведение менее защищенных лиц.  Действительно, господствующие социальные слои устанавливают нормы поведения, нарушение которых считается девиантным .

Более того, если на человека ставят клеймо девианта (нарушителя дисциплины, двоечника), постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.

7.  Конфликтологическая теория (Турк Квини Тейлор)

Суть теории, девиация является результатом противодействия социальному устройству общества.

Большой вклад в развитие этой теории внесли основоположники марксизма критикуя капиталистическое общество. Современные сторонники данной теории доказывают необходимость исправления не отдельных людей а всего общества.

Рассмотренные теории дают основания для осмысления широкого круга проблем, связанных  с формированием личности и методологией их решения, Однако немаловажную роль в решении этих вопросов принадлежит  социальному контролю.

Социальный контроль.

(Данный вопрос более детально будет обсужден на семинаре)

Термин  социальный контроль введен французским социологом Г,Тардом, который рассматривал его как один из факторов социализации личности.

Социальный контроль - это целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения “здорового” социального порядка (Росс).

Социальный контроль-  это механизм поддержания общественного порядка  посредством установления норм и применения санкций.

Нормы - это предписание (запрет или разрешение) о том, как надо правильно себя вести в обществе.

Классификация социальных норм по степени нарастания строгости за их выполнения

Групповые        Манеры,      Традиции    Нравы                   Законы

привычки         этикет

 


Социальные санкции - это средство поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Типология санкций.

Позитивные

Негативные

Формальные

n правительственные награды

n премии

n поощрения военнослужащих

n тюремное заключение

n взыскания налагаемые на военнослужащих

Неформальные

n публичное одобрение

n похвала

n слава, почет

n аплодисменты

n насмешка

n нелестная кличка

Основные функции социального контроля

n охранительная

n интеграционная

n мотивационная

n воспитательная

n регулятивная

Таким образом, социальный контроль является важнейшим средством социализации личности и преодоления их девиантного поведения.

                                       Выводы по лекции.

1. Рассмотренные социологические подходы к исследованию взаимосвязи личности и общества свидетельствуют о том, что личность - это есть совокупность  (система) отношений, связей, взаимодействий "индивид - общество". Иначе этот феномен не существует.

2. Социализация личности не означает его "поглощения" обществом. Необходим поиск оптимального соотношения между личностым и  общественным в направлении создания условий для реализации личностного потенциала на благо общества и человека.

3.Социология личности вооружает военные кадры способностью более глубоко уяснить свою социальную роль в обществе, а также методологией решения практических задач по обучению и воспитанию подчиненных.