3.В результате взаимодействия человека с обществом происходит его интеграция в общественную систему. Человек становится похожим на других людей в поведении, деятельности, общении, образе мышления. Это позволяет говорить о формировании социального типа личности.
Социальный тип личности- это комплекс качеств, характеризующий ее как члена данной конкретной социальной общности.
Каким образом формируется личность? Об этом пойдет речь в следующем вопросе лекции.
2Вопрос. Социализация личности и пути преодоления
социальных отклонений.
В этом вопросе главное выяснить, каким образом индивид становится личностью, включаясь в социальные отношения?
Почему отдельные люди допускают отклонения от социальных норм?
Ответы на эти вопросы вооружают военные кадры методологией управления социальным поведением.
Приобретение людьми социального опыта и ценностных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей.
Социализация - это процесс
Формирования личности Интеграции человека в общество
Функции социализации.
1.Посредством социализации человек становится личностью, приобретая социальные качества. В этом его основное отличие от животного мира.
2.Способствует взаимодействию людей в обществе посредством усвоения человеком определенных ролей.
3.Обеспечивает сохранение самого общества на основе интеграции его членов и передачи социального опыта из поколения в поколение.
Схема. Социализация личности.
Объекты социализации |
Ìåõàнèçìы ñîöèàëèçàöèè |
Àãåíòû ñîöèàëèçàöèè |
Содержание социализации |
||||
Ë È × Í Î Ñ Ò Ü |
èìèòàöèÿ; êîïèðîâàíèå; ïîäðàæàíèå; èäåíòèôèêàöèÿ; ñòûä; âèíà; óäîâëåòâîðåíèå; äåÿòåëüíîñòü; ä.ð. |
Ô È Ë Ü Ò Ð Û |
------ñåìüÿ------------ -------äðóçüÿ---------- -------øêîëà---------- --------ÀÐÌÈß------- ------Ñ.Ì.È.-------- -------Ä.Ð.---------- |
Íîðìû, öåííîñòè, ñîöèàëüíûé îïûò ñîöèàëüíîé îáùíîñòè è âñåãî îáùåñòâà. |
|||
1.Áèîëîãè÷åñêèå. |
2.Ïñèõîëîãè÷åñêèå. |
3.Ñîöèàëüíûå . |
4.Êîíêðåòíûå ñèòóàöèèè. |
||||
В основе социализации:
1.Заложенное природой и социальной необходимостью стремление людей к конформизму.
2.Стремление человека к удовлетворению.(Фрейд)
3.Необходимость преодолеваьть жизненные кризисы при переходе человека от одной социальной роли к другой.(Эриксон).
Процесс социализации начинается с рождения и продолжается всю жизнь, так как на ее протяжении нам приходится осваивать множество социальных ролей.
Агенты социализации- люди и институты, включенные в процесс социализации личности.
Агенты первичной социализации- те, кто связан с личностью тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичные- те, кто связан формально-деловыми отношениями.
Различают два вида социализации:
Первичная социализация это социализация, осуществляемая непосредственным социальным окружением человека (семья, друзья).
Вторичная социализация осуществляется непосредственным воздействием социальных учреждений (школа, институт и т.д.).
Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной на поздних.
Может ли быть наоборот? Да! Если, например, родители не связаны с ребенком тесными личными взаимоотношениями, а учитель связан.
Характеристика процесса социализации.
1.Чем сложнее живой организм, тем дольше и сложнее процесс приспособления к окружающей среде.
Пример. У птиц длится один сезон, а у обезьян- несколько лет. Самый длинный период приспособления у человека (1/3 жизни).
2.Развитие человеческой цивилизации удлиняет процесс социализации, делая его сложным и долгосрочным. В традиционных обществах в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, девушки в 13 лет выходили замуж. В современном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. Развитые страны до 1/3 своего национального дохода выделяют на образование.Данная тенденция в полной мере относится к человеку, который готовится быть военнослужащим, так как усложняется военное дело.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.