1) производственная функция такова, что предельная продуктивность каждого фактора положительна и сокращающаяся (падает при росте объема использования фактора);
2) неизменный эффект масштаба (или однородность производственной функции первой степени )
3) для производства одного товара в разных странах производственные функции идентичны, но производственные функции для производства разных товаров различны.
2. Гипотеза относительно спроса:
1) структура спроса (пропорции потребления товаров) при любой данной относительной товарной цене идентична в обоих странах и не зависит от уровня дохода. А чтобы спрос удовлетворял этим требованиям надо, чтобы:
· предпочтения (вкусы) потребителей в разных странах одинаковы;
· функция полезности обладает следующими свойствами: эластичность спроса по доходу равна 1 для любого товара, т.е. структура спроса не меняется при разных доходах в разных странах.
3. Отсутствует обратимость факторных интенсивностей (factor-intensities reversals). Это предположение необходимо для однозначного определения относительных факторных интенсивностей двух товаров.
Понятие относительной факторной интенсивности: Если даны два товара А, В и два фактора K, L, то данный товар, например А, использующий данный фактор, например К, более интенсивно, чем другой товар (В) (или А более интенсивен по данному фактору относительно другого товара), то А более интенсивен по капиталу, чем В. Или другими словами, если соотношение факторов, используемых в производстве товара А, больше того же самого соотношения факторов, используемых в производстве товара В, то товар А более интенсивен по капиталу, чем товар В.
Если технология такова, что технологические коэффициенты фиксированы и постоянны, изокванты выглядят следующим образом:
(L-образная форма), т.е. относительные факторные интенсивности однозначно определены, т.е. товар А капиталоинтенсивнее, чем товар В.
Более распространенный случай:
Здесь при изменении относительных факторных цен, (мы имеем возможность использовать различные комбинации факторов; - отношение факторных цен), мы можем иметь, что на одних участках товар А более интенсивен, чем В, а на других участках В более интенсивен, чем А. Поэтому для устранения неопределенности вводим условие 3.
Классификация товаров не должна меняться при любом значении относительных факторных цен, т.е. при любом значении относительных факторных цен один из товаров остается капиталоинтенсивным, а другой - трудоинтенсивным..
Когда это условие выполняется? Когда относительная интенсивность факторов определена однозначно? Графически третье условие выглядит следующим образом:
Изокванты товаров А и В пересекаются 1 раз, но обратимость факторной интенсивности отсутствует. Почему мы можем работать с изоквантами-представителями?
Одно из условий модели Х-О - неизменность эффекта масштаба производственной функции, следовательно
1) все изокванты данной производственной функции имеют одинаковую форму;
2) при пропорциональном увеличении объемов использования ресурсов, объем производства увеличивается в той же степени, т.е. имеет место линейная зависимость;
3) для данного соотношения факторных цен , соотношение используемых в производстве факторов будет одинаково для любого объема производства , следовательно, можно построить изокванты-представители.
Другая предпосылка: идентичность производственной функции для разных стран, - ведет к тому, что рисунки будут идентичны для обеих стран.
отсутствие обратимости факторной интенсивности |
имеет место обратимость факторной интенсивности. |
где - угол наклона изокосты, это т.к.
Для разных отраслей факторные цены одинаковы.
Оптимальная пропорция использования ресурсов равна tg угла наклона луча из начала координат в точку касания изокосты и изокванты.
Случай 1.
Для данного значения относительных факторных цен получили, что товар А - капиталоинтенсивен, т.е.. Аналогично и для других значений относительных факторных цен.
Случай 2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.