Ответы на вопросы № 4-91 к экзамену по дисциплине "Государственное регулирование экономики" (Критерии экономической и финансовой эффективности инвестиций. Структура налоговых поступлений в Бюджет РФ), страница 17

Налог на прибыль...................................................................29,7

Налог на добавленную стоимость..............................................21,3

Подоходный налог с физических лиц........................................10,4

Доходы от внешнеэкономической деятельности...........................10,1

Акцизы....................................................................................3,9

Доходная часть бюджета России вряд ли может быть заметно увеличила, так как обеспечивается весьма высокими по мировым стандартам налогами. Вероятно, что даже ужесточение налоговой дисциплины приведет не к увеличению доходной части бюджета относительно ВВП, а лишь к тому, что позволит компенсировать последующее снижение ставок некоторых налогов, например НДС.

52. Госбюджет как инструмент макроэкономического регулирования.

Бюджет является основным инструментом осуществления государственной финансовой политики, основным источником денежных средств для реализации намеченных программ и мероприятий.

Бюджетную систему России регулирует прежде всего Закон "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 года.

Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения отдельных мероприятий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижнего уровня.

Бюджетная политика в конечном итоге сводится к следующему: формирование доходной части бюджета, распределение расходуемых средств, распределение государственных доходов между уровнями бюджетной системы.

53. Содержание расходной части Госбюджета.

Расходы консолидированного бюджета в 1993 году составили 37% по отношению к ВВП, а с учетом других, не включенных в бюджет расходов (преимущественно из внебюджетных фондов) - 52% ВВП. Основные статьи расходов консолидированного б юджета России в 1994 году (январь-сентябрь) составили(%):

Народное хозяйство................................................................26,9

Социально-культурные мероприятия.........................................24,9

Оборона.................................................................................11,8

Содержание органов государственной власти, управления и правоохранения....................................................8,2

Внешнеэкономическая деятельность............................................2,2

Таким образом, расходная часть российского госбюджета не столь радикально, как в советские времена, но по-прежнему сильно отличается от расходной части бюджетов ведущих стран Запада. Отличия состоят прежде всего:

- в огромных государственных расходах на народное хозяйство.

- в высоких расходах на оборону.

- в низких бюджетных расходах на социально-культурные мероприятия. Правда, надо учитывать, что в России примерно две трети этих расходов проходило через внебюджетные фонды.

Основной линией бюджетной полигики по отношению к расходной части бюджета стало сокращение расходов, вплоть до роста задолженности государства по своим обязательствам (госзаказ, расходы на содержание госбюджетных организаций и т. п.).

54. Взаимодействие федерального бюджета и Центробанка.

В РФ устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета. ЦБ РФ, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по его поручению ведут счета и являются кассирами соответствующих органов власти.

( + см. в. 19 про ф-ции ЦБ РФ) + см. в. 52 о функциях бюджета 55. Консолидированный баланс доходов и расходов финансовой системы, его отличие от Госбюджета.